Часть полного текста документа:О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке Доктор педагогических наук, профессор Цв. Желязков, Национальная спортивная академия, София Поводом для написания настоящей статьи явилось любезное приглашение редколлегии журнала "Теория и практика физической культуры" к участию иностранных специалистов в дискуссии по проблемам спортивной тренировки. Проблема, на которой я останавливаюсь, имеет отношение к некоторым положениям в статье Ю. Верхошанского (1998, № 2), которые, как мне кажется, не представлены в духе наилучших традиций научной критики. Прежде всего ошибочно рассматривать концепцию Л.П. Матвеева о "периодизации" как целостную теорию спортивной тренировки. Не принимаю суждения, что она сыграла отрицательную роль в сфере высшего спортивного мастерства. Блестящие достижения спортсменов бывшего Советского Союза категорически опровергают эту точку зрения. Эмоциональные заключения, что теория периодизации построена на "примитивной методологии" и "схоластической демагогии", также вызывают недоумение. Ни в коем случае нельзя утверждать, что кризис в циклических видах спорта и потеря передовых позиций в отдельных дисциплинах легкой атлетики также основаны на "злополучной" теории периодизации Л.П. Матвеева. В связи с этим позволю себе обратить внимание на некоторые постоянно действующие факторы в современной спортивной тренировке, которые лежат в основе высоких и стабильных спортивных результатов. Известно, что развитие теории и методики спортивной тренировки в историческом плане неразрывно связано с возрастающими социальными функциями спорта в современном обществе. Один ретроспективный анализ подготовки и участия элиты мирового спорта в олимпийских, мировых, европейских и других крупных соревнованиях показывает, что современные рекордные достижения в спорте являются конечным результатом совокупной интеллектуальной и физической энергии широкого круга специалистов, материализованной в учебно-тренировочном процессе. Отсюда следует, что интеллектуализация спортивной тренировки является центральным и доминирующим фактором спортивного достижения в современной системе спортивной подготовки. Высокая эффективность этого фактора обуславливается рядом его частных компонентов: - возрастающим взаимодействием и взаимным проникновением различных научных дисциплин: физиологии, психологии, биомеханики, биохимии, педагогики и многих других; - интенсивным внедрением современной тренажерной, телеметрической и электронно-вычислительной техники; - универсализацией научных методов (прежде всего математизацей научно-исследовательского процесса); - методологической ролью таких интегральных наук, как кибернетика, теория систем, теория информации и др. Именно такая двусторонняя связь спорта с наукой и техническим прогрессом обеспечивает качественно новую характеристику современной спортивной тренировке. В отличие от сферы материального производства, где интеллектуализация облегчает или полностью устраняет физический труд, в спорте она приводит к его интенсификации. С повышением спортивного мастерства увеличивается и число факторов, определяющих рекордные достижения, а вместе с тем и экстремальные требования к физическим и психическим усилиям спортсменов. ............ |