Часть полного текста документа:О православии на Беларуси Краткий исторический очерк В результате изменения государственных границ, которое последовало по окончании Первой Мировой войны, вся западная часть Белоруссии была включена в состав Польского государства, а более чем полторы тысячи православных церковных приходов оказались в юрисдикции автокефальной Православной Церкви Польши. После известных исторических потрясений и катастроф, советская власть установилась к 1918 году в Могилевской, Смоленской, Витебской и на значительной части Минской губерний. В период до 1941 года борьба с религией вообще и с Православной Церковью в частности не переставала ни на миг, принимая большую или меньшую степень интенсивности. Постановление Патриарха Тихона и Священного Синода в Москве от 7/20 ноября 1920 года ? 362 о предоставлении епархиальным архиереям больших полномочий и прав в деле устроения церковной жизни в их епархиях послужило основанием для объявления Белорусской Православной митрополии 23 июня 1922 года. Во главе ее встал епископ Минский Мелхиседек, избранный митрополитом Минским и Белорусским. Но репрессии советских властей не давали возможности установления нормальной церковной жизни. После многочисленных арестов и ссылок митрополит Мелхиседек скоропостижно скончался в конце 20-х годов в Москве во время служения Божественной литургии. Вслед за ним в тюрьмах и лагерях окончили свой земной путь почти все православные священники и епископы советской Беларуси. Их места некоторое время занимали обновленцы, но и они вскоре сгинули. Церковная и религиозная жизнь на этой части Беларуси замерла... К началу Второй Мировой войны в восточных пределах Белоруссии осталось только две церкви, где периодически совершались богослужения. В границах Польской республики существовало пять епархий - Варшавско-Холмская, Волынская, Полесская, Гродненская и Виленская. Они окормляли до пяти миллионов коренных православных жителей всей Польши и составляли Польскую Автокефальную Православную Церковь, получившую автокефалию от Константинопольского Патриарха Григория III в 1924 году по ходатайству епископата и правительства. Но единственным документом юридического значения, якобы нормировавшим положение Православной Церкви в этой республике, были так называемые "Временные правила об отношении правительства к Православной Церкви в Польше", подписанные министром просвещения и вероисповеданий в 1922 году. О значении этого документа можно судить по тому, что он совершенно не препятствовал медленному уничтожению в Варшаве уникального храма, сравнимого лишь с храмом Христа Спасителя в Москве, - собора во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского, подаренного Россией православным жителям Польши и ее столицы. После подписания в 1925 году польским правительством и папой Римским конкордата, объявившего католичество господствующим вероисповеданием в Польше, началась вакханалия уничтожения всего православного: из полутора тысяч храмов Православной Церкви в Польше треть их была отнята у верующих; в течение одного лишь 1938 года уничтожено 140 церквей, а перед началом Второй Мировой войны - 150 храмов и молитвенных домов. Вместе с этим были почти полностью ликвидированы белорусские и украинские национальные школы. ............ |