Переход Украины на принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета обусловил существенные изменения в порядке ведения бухгалтерского учета основных средств. Разработанное национальное Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства" (далее — Положение 7), утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92, в основном включает требования международного стандарта 16 "Основные средства" (далее — МСБУ 16). Сложность заключается в применении требований Положения 7 на практике, так как новый порядок учета основных средств существенно отличается не только от ранее использовавшегося, но и от действующего параллельно с бухгалтерским порядка налогового учета основных средств.
Одним из наиболее сложных и трудоемких для выполнения требований Положения 7 является раздел, касающийся нового порядка переоценки основных средств. Прежде всего обращает на себя внимание п. 16 Положения 7, имеющий следующее содержание: "предприятие переоценивает (выделения Авт.) объект основных средств, если его остаточная стоимость значительно (более чем на 10 %) отличается от справедливой стоимости на дату баланса". Таким образом предусматривается обязательное проведение переоценки основных средств, в то время как согласно п. 30 МСБУ 16 учет основных средств по переоцененной стоимости рассматривается в качестве альтернативного подхода, т. е. не обязательного для применения.
В п. 16 Положения 7, по нашему мнению, изначально заложено противоречие, делающее его нежизнеспособным. Это вытекает из используемых в п. 16 понятий "остаточная стоимость'9 и "справедливая стоимость", Остаточная стоимость объекта основных средств традиционно (в Положении 7 определение остаточной стоимости не дается) определяется как разность между первоначальной
стоимостью (себестоимостью, восстановительной стоимостью, переоцененной стоимостью) объекта основных средств и накопленной по нему суммой износа. Не раскрывается в Положении 7 и порядок определения справедливой стоимости, однако в данном случае мы можем обратиться к МСБУ 16, поскольку согласно Закону Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-Х1У (далее — Закон): "национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета — нормативно-правовой акт, утвержденный Министерством финансов Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые не противоречат международным стандартам".
Согласно п. 32 МСБУ 16: "справедливая рыночная стоимость единиц недвижимости, зданий и оборудования является их рыночной стоимостью, установленной путем проведения оценочной экспертизы"1. Разумеется, что без специалиста-оценщика в данном случае не обойтись, а он бесплатно работать не будет. Возникает вопрос, захочет ли предприятие нести дополнительные расходы, для того чтобы определить, отличается ли остаточная стоимость объекта основных средств от его справедливой стоимости более чем на 10 %? При этом следует помнить, что согласно п. ............