Часть полного текста документа:О религии, религиоведах и апологетах. Курбанов Гарун В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов разворачивается острая, порой непримиримая полемика о месте и роли религиоведения и ее различных школ и направлений в нашей жизни. Представители академических институтов и вузовских кафедр убеждают нас в необходимости религиоведения, изучения и постоянного наблюдения за процессами, происходящими в религиозной сфере. В ответ люди весьма далекие от этой науки - инженеры, зоотехники, вчерашние партийные и комсомольские функционеры, сменившие свои членские билеты на четки духовных лидеров, наполняют периодическую печать и телеэкраны такими суждениями, которые поражают своим теоретическим легковесием и вызывающей безапелляционностью. Скороспелые богословы, совершенно не утруждая себя раздумьями, стали говорить о вредности и антирелигиозностии и даже об античеловечности религиоведения. Научные традиции, которые на протяжении веков пытаются ответить на вопрос "Что такое религия и религиозная вера?", стали обретать в рассуждениях новоявленных мыслителей черты ужасной крамолы. С высоких трибун во всеуслышание говорят о "лженауке под названием "религиоведение"" и пишут о том, что оно "показало свою несостоятельность и свое негативное античеловеческое нутро". Авторы известных опусов, не буду напоминать их имена, для которых "религиоведение" сравнимо с происками разве что шайтана, забывают о том, что интерес к исследованию религии возник не сегодня. Религиоведческие знания, философские, исторические, психологические и другие накапливались на протяжении веков. Предметные узлы этой науки вычленялись и создавались в самых религиозных системах. Уже первые, ханифы - проповедники единобожия в Аравии, если говорить об исламской традиции, невольно были вынуждены вникать в религиозные представления своих современников, часто казавшиеся им лишенными всякого смысла. Позднее мусульманские богословы стали заниматься описанием особенностей культа тех религий, с которыми им приходилось вступать в борьбу, главным образом для того, чтобы облегчить задачу тем, кто шел следом за ними. Благодаря их трудам нам стали известны религиозные культы и вероучения аравийских племен, сасанидов, гуннов и т.д. К этому добавилось и стремление отыскать критерии, которые позволяли бы решать, какие религиозные убеждения и действия достойны человека. При этом разброс мнений был достаточно широким. Уже в 8 в. появились мутазилиты (отколовшиеся), которые выступили против буквального понимания атрибутов бога и пришли к отрицанию извечности Корана. Именно они заложили начало "ильм ат тафсир" - науке комментирования и фальсафа, первым представителем которого был аль Кинди. Средневековые мусульманские философы обратились к вопросу о том, "возможно ли?" а, если возможно, то "до какой степени?" подвергнуть научному рационалистическому анализу религию. Конечно, сама постановка вопроса и размышления на эту тему не были безобидными. Представители духовенства прекрасно осознавали опасность возможного вольнодумства, поскольку внутренняя перспектива таких изысканий была направлена в глубину таинственного феномена человеческой реальности ? религии. Подобные исследования определяли неоднозначное отношение к религии. ............ |