Святитель свт. Николай Сербский (Велимирович)
Усекновение, братья, это третий великий праздник, который Православная Церковь установила в честь и память великого Крестителя Господня святого Иоанна. Этот праздник посвящен его славной смерти – Усекновения главы и поэтому он дает нам повод и возможность, больше, чем два других посвященных ему праздника, охватить духовным зрением всю жизнь этого духовного великана, первого глашатая и знаменосца Христова, ибо сказано, что трудно вынести окончательный суд о человеке до его смерти. Почему? Это очевидно. Потому что смерть – главный пробный камень героя и героизма. В богатейшей ризнице опыта нашей святой Церкви мы находим очень поучительные примеры. Мы читаем о некоторых христианах, много лет подвизавшихся ради своего спасения, но когда они оказывались перед пробным камнем смерти, они убоялись и отреклись от Спасителя и Бога своего и поклонились идолами. Это равносильно тому, как если кто-нибудь собрал обильную жатву в житницу и поджег житницу, чтобы она сгорела. Читаем и о людях безбожных и распутных, которые всю жизнь уничтожали веру Божию, грехом или мечом, но вдруг опомнились, признали Христа и мужественно положили за него душу, так как будто кто-то долго, долго, блуждал по бездорожью и, наконец, нашел верный путь и вышел к родному дому. Первые навлекли на себя вечное проклятие, а вторые получили вечное благословение Божие. Как говорит Всевышний устами своего пророка: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Но вы говорите: «неправ путь господа!» Послушайте дом Израилев! Мой ли путь неправ? Не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал и творит суд и правду – к жизни возвратит душу свою» (Иез. 18, 24-27). Это значит, в чем застанет человека смерть, в этом и будет его судить Господь. Святого пророка Иоанна Господь застал в непримиримой борьбе за закон Божий с Иродом, развратным царем, и даровал ему венец вечной жизни и неувядаемой славы.
Но святой Иоанн не был праведником, который в конце своей жизни попрал правду, не был и грешником, который перед смертью покаялся. Он был праведником от рождения до смерти.
Вспомните, как он был рожден от престарелых и праведных родителей Захарии и Елизаветы.
Вспомните, как он еще будучи во чреве матери взыграл в присутствии праведника из праведников.
Как Ирод старший преследовал его младенцем, думая, что он новорожденный Царь – Христос.
Как тридцать лет он постился и подвизался в пустыне ради правды Божией в своей душе.
Как на Иордане звал к покаянию и на путь правды Божией и трудился ради правды Его в земном мире.
Как крестил Мессию, Праведника большего себя и явил Его миру.
Как восстал против греха Ирода Младшего, как попал в темницу, как был там обезглавлен, все это – за правду Божию.
Вся жизнь пророка Иоанна посвящена правде, вся исполнена жаждой правды, вся в подвигах и труде и борьбе за правду Божию. ............