Территориальное деление войсковой земли Донских казаков в 17 веке и далее вплоть до советского времени ЮРТОВОЕ. Доказательством тому служат послания Русских царей к Войску Донскому все они с первого из опубликованных в Донских Делах начинаются словами: «… на Дон, в нижние и в верхние юрты …, всем атаманам и казакам Донским, низовым и верховым».(1614 г. – первая дата из опубликованных в Д.Д.). В обращении к Войску в царских посланиях нет слова ГОРОДОК, но есть слово ЮРТ, означавшее нечто большее, чем городок.
ЮРТ - некоторая территория, содержащая в себе ГОРОДОК, именем которого назывался ЮРТ, и, видимо, другие ПОСЕЛЕНИЯ.
Данных о других, нежели городки, ПОСЕЛЕНИЯХ скудны но все же достаточны, что бы сделать вывод об их существовании:
- «.. из верних казачьих городков ис Терновых из Нижних». (1621 г., Д.Д.1), как Вы видите, Терновых городков из Нижних несколько.
- «…из Азова до Кременных семым днем, а идут в свой казачей юрт на речку Орчеду……» (1638, Д.Д.1). Казаки шли из Азова, значит «юрт на Орчеде» располагался выше Кременных и он там один. На реке Арчаде, притоке Медведицы, располагался казачий городок Арчады (29-казаков и 25-бурлаков, 1698 г., П.В.С.). Наименование юрта и городка однокоренные. Казаки шли в юрт, а не в городок Арчады - поэтому можно сделать вывод, что помимо городков в юртах были и другие поселения.
- «…милости и жалования не будет, и нам из города идти на старые свои юрты, а города (имеется в виду Азов) держати, нам холопам твоим, не в мочь, потому что мы не горододержцы» (1640, Д.Д.2). Таким образом сформулировать свои мысли могли только те люди, образ жизни которых шире чем несение службы по обороне города, а ведь городки, и не маленькие по тем временам были и у Донских казаков и их то они держали. Так почему же они не горододержцы, навыков ведь не занимать?
Выбранные в станицу казаки 3 дня на Тузлове на Крымской стороне в декабре ждали атамана (1639, Д.Д.1). Я думаю всем понятно, что зимой можно ожидать 3 дня перед походом на Волуйку (еще 5 дней ходу до Валуйки , 1643, Д.Д.3.) только находясь тепле, т.е. в некоторых строениях. Место удобное для перехода в брод Тузлова, в летнее время, называется Каменный брод в трех и пяти верстах от которого в 1741 г. уже существовали Грушевские хутора «числом дворов не мало». (Указ № 522 , 1750 октября 4).
- «…будем вверх Чиру на речки Черной…. И отошел, государь я, холоп твой, с товарищи своими от них боем к крепости об один конь к невеликой придереви, и отсидели, государь, мы в осаде три дня…» (1640, Д.Д.2) Из текста видно, что отшли казаки к уже существовавшей в момент боя маленькой крепости придереви.
«Придеревь»- небольшое укрепление, строящаяся рядом с угодьями, в котором можно было отсидеться в случае внезапной опасности. (АИП).
- «.. а только принять не велим, и вам его покинуть и идти по старым своим куреням..» (1642, Д.Д.2.). В этой фразе царь отказывает Донским казакам в просьбе принять от них Азов, повелевает оставить город и разойтись. Но почему не по старым своим городкам, а «по старым своим куреням»? Ответ на этот вопрос дают казаки в Войсковой отписке «…казаков наших рыбалок у касяков на куренях многих же поимали. ...не дадут Азовцы ныне за рыбою и за дровы из города выйти…» (1656, Д.Д.5). Курени находились вне городков.
- «…Борщевского монастыря…и при старости, и при болезни, и от ран увечные постригаются и живут из нас, холопей твоих, все наши же братья, Донские атаманы и казаки, а не из городов, государь, да не из сел приходя, постригаючись живут….» (1653, Д.Д.4.) Живущие в городках и селах не постригаются, видимо, есть кому и на что о них заботиться, постригаются бурлаки, не принявшие постриг в монахи в монастыре не живут. ............