Часть полного текста документа:Об особенностях композиции современной христианской проповеди Н. Ю. Ивойлова Церковно-религиозная область функционирования языка долгие годы оставалась практически закрытой для отечественного исследователя, но в настоящее время она снова привлекает внимание лингвистов. Закономерным представляется интерес к изучению современного языка церковно-религиозных жанров, в том числе жанра проповеди. Проповедь является неотъемлемой частью христианского богослужения, а в большинстве протестантских конфессий - его центральным моментом. Современная англоязычная христианская проповедь представляет собой специфический вид речевой коммуникации, обладающий рядом дифференциальных и интегральных признаков. Проповедь - публичная речь, произносимая, как правило, в церкви священнослужителем (адресантом) перед прихожанами (адресатом) по определенному поводу с целью оказания религиозно мотивированного воздействия на адресата [1. С. 6]. Проповедь традиционно находится в ведении риторики и относится к сфере духовного красноречия, поэтому решение вопроса о функционально-стилистической принадлежности церковной проповеди связано с определением места ораторской речи в системе функциональных стилей. В последние годы в отечественной лингвистике был затронут вопрос о целесообразности выделения духовного, или церковно-религиозного функционального стиля, или, возможно, функционально-стилевой разновидности [4. С. 6]. До недавнего времени этот вопрос практически не рассматривался. Его решение требует тщательного изучения всех жанров, функционирующих в религиозной сфере общения. Проповедь как отдельный речевой жанр представляет собой класс вербальных текстов, выделяемых на основе общности структуры, пределов вариативности, использования в однотипных коммуникативных ситуациях [5. С. 12]. Для исследования композиционно-смысловой организации текста проповеди применим методику диктемного анализа в рамках теории диктемной структуры текста, выдвинутой проф. М. Я. Блохом [2. С. 3]. Диктема есть "элементарная тематизирующая единица связной речи", формируемая предложениями. Это универсальная единица текста, как устного, так и письменного, в любых его стилистических разновидностях; вне диктемного строения текст как непосредственный продукт речевой деятельности существовать не может. В равномерно разворачивающемся письменном монологическом тексте диктема, как правило, представлена абзацем, в диалогической речи - целой репликой. Важным аспектом диктемы является ее стилистическая охарактеризованность. "Стилистическая характеристика, как и тематическая, собирается от диктемы к диктеме и отображается на целом тексте; вне стилистической характеристики, воплощающей в себе различные стороны выразительности речи, существование текста невозможно... Выявление в диктеме, а через нее и в целом тексте необходимой суммы стилистических показателей мы называем "стилизацией"". В отличие от литературоведческого понятия стилизации здесь имеется в виду естественная, витальная стилизация, которая может осуществляться либо сознательно, либо бессознательно, органически вплетаясь в когнитивно-коммуникативный процесс выражения мыслей говорящего [2. С. 63]. Материалом для данного исследования послужили 245 текстов проповедей английских и американских авторов. ............ |