Часть полного текста документа:Обновленческое движение в Русской православной церкви. (февраль-октябрь 1917г.) Д.А. Головушкин История Русской православной церкви XX века насыщена событиями и явлениями, которые характеризует достаточная противоречивость и неоднородность их внутреннего содержания и структуры. Одним из таких удивительных феноменов российской церковной истории XX века, является обновленческое движение. Совпав по времени с эпохой трех российских революций и первыми десятилетиями советской модернизации, церковное обновленчество в процессе эволюции неоднократно подвергалось организационной и идейной трансформации, вследствие чего, при общей преемственности идей своих предшественников, на каждом своем следующем этапе развития, было достаточно новым явлением. Это не без основания дает право многим исследователям, как светским, так и конфессионально ориентированным, утверждать, что церковное обновленчество начала XX века и движение, в той форме, в которой оно сформировалось в 1920-е годы, не имеют между собой ничего общего и должны рассматриваться раздельно. Однако для того чтобы определить существует ли взаимосвязь между этими явлениями, в чем их сходства и отличия, и, наконец, в чем их специфика как религиозного феномена, на наш взгляд необходимо обращение не только к комплексному сравнительному анализу движения начала XX века и движения 1920-х гг., включающему исторический, феноменологический и социологический подходы, но и к опыту другой, не менее важной вехи в истории обновленческого движения - церковному обновленчеству периода революций 1917 года. Как показала эволюция церковного обновленчества в советском обществе, события февраля-октября 1917 года стали одним из наиболее значимых и переломных рубежей в истории обновленческого движения. С одной стороны, февральская революция, реанимировала обновленческие силы, сформировавшиеся еще в годы первой русской революции. В начале марта 1917 г. в Петрограде был создан "Союз прогрессивного петроградского духовенства", который 7 марта преобразовался в "Союз демократического православного духовенства и мирян". Первоначально, в его состав входило шесть человек: Д.Я. Попов (председатель), М.С. Попов, И.Ф. Егоров, А.П. Рождественский, А.И. Боярский и А.И. Введенский (секретарь). Собрания "Союза демократического духовенства и мирян" проходили в доме № 67 на Гороховой улице, а начиная с апреля 1917 года, по предложению обер-прокурора В.Н. Львова, вступившего в "Союз" 13 апреля 1917 года, в Обер-прокурорском доме на Литейном проспекте. 19 апреля 1917 года состоялось общее собрание "Союза демократического духовенства и мирян", на котором присутствовало несколько десятков либеральных священников . Собрание избрало своим новым председателем А.П. Рождественского и утвердило программу, согласно которой "Союз" выдвигал следующие требования: 1. Демократизация церковная (т.е. отделение церкви от государства, проведение в жизнь принципов соборности, утверждение выборного начала, организация духовного управления епархий на выборных началах, активное участие клира в жизни прихода, богослужение на родном языке, упрощение богослужения, организация проповеднических кружков и т.п.); 2. Демократизация политическая (т.е. уничтожение самодержавия и провозглашение демократической республики); 3. ............ |