Введение
В творчестве многих русских писателей можно найти немало примеров того, как автор наделяет личностными характеристиками какой-либо населённый пункт, создавая своеобразный «портрет» города, деревни, местности. Достаточно указать на следующие произведения: «История села Горюхина» А.С. Пушкина; «Город без имени» В. Достоевского, «Патриархальные нравы города Малинова» А. Герцена; «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Городок Окуров» М. Горького; «Город Градов» А. Платонова. Мы выбрали для исследования образ города Аткарска в творчестве Ю.П.Анненкова.
Аткарчане берегут и охраняют исторические памятники, а так же любят свой город и гордятся его историей, которая у него очень богатая и интересная.. Первые поселения в окрестностях Аткарска относятся к эпохе энеолита (4-3 тыс. до н. э.) и бронзовому веку (2-1 тыс. до н. э.). В XI-XII веках здесь кочевали воинственные половецкие племена. В XIII-XIY веках территория Аткарского края входила во владения Золотой Орды. Земли в пойме Медведицы принадлежали золотоордынскому вельможе Еткаре. Его именем были названы приток Медведицы и поселение на его берегу. В 1699 году на слиянии рек Аткары и Медведицы по распоряжению Петра I для защиты юго-восточных границ Российского государства от набегов степных кочевников была основана сторожевая слобода пахотных солдат Еткара. В 1774 году, во время пугачевского бунта слобода была захвачена войсками Е.И. Пугачева. 7 ноября императрица Екатерина II пожаловала слободе Еткара статус города. Новый город получил название Аткарск и стал центром Аткарского уезда. В 1781 году был утвержден герб Аткарского уезда, изображавший летящих над рекой птиц-рыболовов. *
Цель моей работы – исследовать образ города Аткарска в творчестве Ю.П. Анненкова, чтобы достичь этой цели я поставила перед собой следующие задачи: дать определение понятию «образ» и проанализировать стихотворения Ю.П.Анненкова, в которых встречается образ города Аткарска. Для выполнения этих задач нами были рассмотрены литературоведческие статьи, в которых дается определение понятию «образ».
Л.Чернец дает следующее определение: «Художественный образ – это категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления. Художественное осмысление отличается от теоретического тем, что оно интересуется предметом в его единичном существовании.
Художественный образ по Гегелю – результат «очищения» явления от всего случайного, заменяющего сущность, результат его идеализации. Художественный образ выполняет познавательную функцию. Специфические черты художественного образа заключаются в целостности реального бытия явлений действительности. Он несет в себе отпечаток типического значе6ния, обобщения.
В художественно - документальной литературе слова могут быть неукрашенными, но художественные образы всё равно создаются. Художественный образ самодостаточен, он есть форма выражения содержания в искусстве. Каждый, созданный им самим образ, дорог художнику. Образ существует объективно как «вещь в себе», но становясь элементом создания «других», образ обретает субъективное существование, порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла.
Дополнительная информация о понятии «художественный образ» дается Эпштейном: В художественном образе неразрывно слиты объективно – познавательное и субъективно – творческое начала. ............