Часть полного текста документа:Общечеловеческие идеалы в теории средней школы Каптерев П. Ф. Педагогия Н. И. Пирогова Одним из серьезных результатов увлечения немецкой педагогией и развитием общечеловеческих идеалов было выяснение необходимости общего образования для каждого просвещенного человека и подчиненного положения профессионального образования, т. е. выяснение мысли, прямо противоположной по своему характеру основному стремлению второго периода русской педагогии. Когда Пирогов в 1856 году выступил с проповедью о том, что образование должно готовить дитя быть человеком, он вызвал недоумение общества и правительства. "Разве вы не знаете, - говорили ему, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе ненужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди". Нам теперь странны эти речи, но в 50-х и 60-х годах вопрос об общем и профессиональном образовании был одним из самых животрепещущих. В редакционной статье журнала "Учитель" за 1861 год, в которой выяснялись задачи и характер журнала, говорится: "Читая наши педагогические журналы, читая отдельные педагогические статьи, помещенные в других периодических изданиях, мы везде находим одно преобладающее стремление распространить в обществе это новое понимание воспитания и обучения, распространить в нем сознание необходимости предварительного общего образования". Редакция "Учителя", со своей стороны, убеждала родителей проникнуть сознанием важности нового начала - свободного развития сознательной деятельности каждого человека, к которой отныне нужно готовить детей, "потому что они прежде всего люди". Выяснению этого вопроса много содействовал Н. И. Пирогов, признававший свои убеждения не только своими, но и "общечеловеческими", проговоривший про себя: "Виноват ли я, если меня занимает все общечеловеческое?" Он утверждал, что основная заповедь воспитания звучит так: "Ищи быть и будь человеком". Человеку не суждено и не дано столько нравственной силы, чтобы сосредоточивать все свое внимание и всю волю в одно и то же время на занятиях, требующих напряжения совершенно различных свойств духа. Погнавшись за двумя зайцами, ни одного не поймаешь. Всякая специальная школа, имеющая преимущественно целью практическое образование, не может в то же самое время сосредоточить свою деятельность на приготовлении нравственной стороны ребенка к той борьбе, которая предстоит ему впоследствии при вступлении в свет и которая раскрывается самопознанием. "Для чего родители так самоуправно распоряжаются участью своих детей, назначая их, едва выползших из колыбели, туда, где по разным соображениям и расчетам, предстоит им более выгодная карьера? Для чего реально-специальные школы принимаются за воспитание тех возрастов, для которых общее человеческое образование несравненно, но существеннее всех практических приложений? Кто дал право отцам, матерям, воспитателям властвовать самоуправно над благими дарами Творца, которыми Он снабдил детей? Кто научил, кто открыл, что дети получили врожденные способности и врожденное призвание играть именно ту роль в обществе, которую родители сами им назначают? Уже давно оставлен варварский обычай выдавать дочерей замуж поневоле, а невольный и преждевременный брак сыновей с их будущим поприщем допущен и привилегирован; заказное их венчание с наукой празднуется и прославляется, как венчание дожа с морем. ............ |