СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………. 3
Глава 1. Общественный строй славян по античным и византийским источникам ……………………………………….......…. 7
Глава II. Свидетельства археологии об общественном строе древних славян …………………………………...…………………….. 15
Заключение ………………………………………………….. 17
Список источников и литературы …………………………. 19
Примечания ………………………………………………….. 21
ВВЕДЕНИЕ
Изучение общественного строя славян не потеряло актуальности до сих пор, несмотря на то, что по этой проблеме существуют серьезные исследования. При написании данной работы были изучены труды таких исследователей, как работы М. Б. Свердлова «Общественный строй славян в VI – начале VII в.»[1] и «Эволюция социальных структур у славян в VII – первой половине Х в.»,[2] лекция Н. В. Пигулевской «Византия и славяне»,[3] в которых охарактеризованы процессы эволюции общественного строя древних славян. Тем не менее, в этой теме остается еще много неясного спорного и противоречивого, обобщающего труда по проблеме не имеется, в связи с этим тема данной работы представляется весьма актуальной.
Ее цель – анализ и изучение общественного строя древних славян и его институтов. Для этого предлагаются следующие задачи:
1) проанализировать свидетельства античных и византийских источников по данному вопросу;
2) дать общую характеристику общественного строя древних славян;
3) представить основные позиции историков по этим вопросам.
Работа по своей структуре состоит из введения, заключения, основной части из двух глав, заключения, списка источников и литературы, научно-справочного аппарата.
Поскольку хронологическую глубину истории славянства определяют от III – II тысячелетия до н. э. до распада славянских группировок в VI – VII вв.
Охарактеризуем источники по рассматриваемой проблеме.
Во-первых, это сочинения античных, византийских, арабских и других историков, географов и путешественников: Геродота (V в. до н. э.), Страбона, Плиния, Тацита (I в. н. э.), Птолемея (II в. н. э.), Йордана, Прокопия, Маврикия (VI в. н. э.) и т. д.[4] Огромное значение их трудов состоит в том, что они донесли до нас первые письменные сведения о славянах. Хотя это были уже не те праславяне, какие скрыты дымчатым покрывалом глубокой древности, а их более поздние потомки в основном из первого тысячелетия нашей эры, но они определённо были славянами. На это прямо указывали названные древние авторы, именовавшие их антами и склавинами. Византийцы VI в. н. э. Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег писали о них: «У тех и других один и тот же язык... и по внешнему виду они не отличаются друг от друга...», они «сходны по своему образу жизни» и «по своим нравам».[5]
Но еще Тацит причислял славян к германцам. По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германским народностям.[6]
По свидетельству готского историка VI в. н. э. Йордана, земли склавинов располагались по Днестру, Прикарпатью, доходя на западе до Среднего Дуная и на севере до верховья Вислы. ............