Магнитогорский Государственный Университет
Реферат по культурологии
Тема реферата:
Племена Майя
Выполнил студент 1 курса
ОЗО ПиМНО СКС и Т.
107 гр. Ахметова Г. М.
Проверила: Верблюденко Л.К
Магнитогорск 2007
Содержание
Первый этап развития
Второй этап развития
Социальное устройство
Повседневная жизнь и верования
Пирамиды
Юкатанский период
Гипотеза о происхождении майя
Литература
Первый этап развития
Возникновение цивилизации майя (индейской народности, проживавшей некогда в Мексике, Гватемале и Белизе) до сих пор окутано покрывалом таинственности. Известно лишь, что в первые века нашей эры культура этого народа уже достигла расцвета: к тому времени индейцы майя научились пользоваться солнечным календарем и имели свою письменность, которая была частично расшифрована в середине 1950-1960 годов российским ученым Ю. В. Кнорозовым. Цивилизация майя была в то время наиболее развитой, намного опередившей все другие. Так, например, именно майя ввели в математическую науку понятие нуля и высчитали время обращения Венеры вокруг своей оси. И это несмотря на то, что индейцы этого племени проживали на территории с неблагоприятным климатом.
Постоянная засуха, скудная растительность, обилие ядовитых рептилий и скорпионов - все это, казалось, никак не располагало к развитию наук. Однако майя все же удалось победить джунгли. На протяжении многих веков, вырубая леса, они возводили величественные каменные постройки и прокладывали многокилометровые дороги. Так продолжалось около десяти веков, но потом индейцы были вынуждены покинуть обжитые места и перебраться на полуостров Юкатан. Так закончился древнейший период истории этой цивилизации.
Второй этап развития
Перебравшись на Юкатан, майя построили там города Чичен-Ицу, Кабах, Сайиль, Тулум, частично сохранившиеся до настоящего времени. Второй этап развития этой цивилизации оказался менее прогрессивным, нежели первый.
Из расшифрованных рукописей стало известно, какова была последовательность земледельческих работ этого народа. Сначала вырубались леса, затем происходило выжигание участков, потом обрабатывали землю, высеивали культурные растения, производили орошение. Конечным этапом был сбор урожая. В качестве главного персонажа рукописей выступает бог Чак, изображенный с длинным носом и острыми клыками. В руках это божество держит орудия для обработки земли, используемые индейцами: палку-копалку, топор и факел. Характерно, что Чак, как бог плодородия и земледелия, в большинстве случаев изображался на фоне дождя.
В произведениях искусства майя мотивы дождя и подсечно-огневого земледелия встречаются часто. Так, на одном из каменных рельефов, найденном в древнем городище Тикаль, высечен жрец, костюм которого украшен изображением лягушки (любое земноводное считалось у этого народа символом дождя и плодородия). При этом жрец одной рукой упирается на усовершенствованную палку-копалку, а другую поднял к небесам, как бы вознося молитву.
На стелах Тикаля также можно встретить сцены ритуального сева, совершаемого правителем, который, стоя на коленях, бросает в землю горсть зерен. ............