Гафнер В.В.
Происходящие изменения в сознании людей и различных областях деятельности отражают становление нового общества - общества информационного типа. Для понимания того, как эти изменения влияют на мышление педагога, рассмотрим процесс возникновения и развития информационного общества. Нагляднее всего это сделать, применяя к описанию эволюции общества ритмо-информациологический подход.
Эволюция человеческого общества может быть охарактеризована двумя фундаментальными процессами - развитием человека и социально-технологическим развитием общества. Биологический период отражает смену поколений. С течением времени биологический период практически не изменился и его можно считать как среднестатистический возраст родителей при появлении их первого ребенка, т.е. 20-25 лет.
Периоды и циклы социально-технологического развития характеризуются сменой социальных формаций, например, прогресс в области используемых технологий. Под технологическим циклом понимается не только кардинальные революционные изменения технологии (каменный век, железный век), но и последовательная смена технологий и моделей, выражающаяся, например, в поколениях средств связи, средств передвижения и т.п. Абсолютно точно периодичность социального развития установить не возможно. Однако прослеживается общая тенденция: если 5-7 веков назад период социального развития составлял около 200-300 лет, то к началу XXI века он сократился до 1-2 лет [2].
До конца XIX века базовой характеристикой социального развития общества был технологический уровень. За один и тот же технологический период происходило несколько циклов смены поколений. Следовательно, информационно-несущими выступали периоды смены технологий, накладываемые на более высокую частоту смены поколений людей.
Совпадение периодов биологического и социального развития пришлось на первую половину ХХ века. При современном уровне развития человечества на время одного поколения приходится несколько технологических циклов, и текущий технологический уровень характеризует лишь сравнительно небольшой интервал жизни человека. Это означает изменение не только лежащих в основе технологий процессов и деятельности, но и всей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности. Происходит смена целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний.
Таким образом, возникновение информационного общества обусловлено сменой информационной составляющей эволюции цивилизации с социального ритма на биологический. Современное общество, начиная с последней четверти ХХ в., перешло к информационной эре, а информационно-несущей компонентой, определяющей уровень, качество и характеристику цивилизации, стал сам человек.
В прошлом веке В.И. Вернадский писал о том, что неизбежно наступит время, когда эволюционные процессы на нашей планете будет определять человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия естественного развития, а разум человека. Таким образом, биосфера станет ноосферой, т.е. сферой господства разума человека. В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле. В условиях быстрых изменений индивидуальные качества человека приобретают еще более важное значение, чем раньше. ............