Часть полного текста документа: ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ План: 1) Отличия философского анализа общества и государства от мифологического. 2) Платон об обществе и государстве. 3) Аристотель об обществе и государстве. Отличие философского анализа общества и государства от мифологического. Слово философия - греческого происхождения,в буквальном переводе означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону и Аристотелю. Прежде чем характеризовать их взгляды на общество и государство, необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического. В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат творения богов, которые и определяют и их смену. Философский анализ общественной жизни отличается от того, что содержится в мифах, многим: * миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества, * миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях, * миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа, * миф живет в конкретном мире образов,символов,эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями, * миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически. Платон об обществе и государстве. Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) знаменит и как ученик Сократа, донесший до нас содержание высказываний учителя, и как первый греческий мыслитель, основавший собственную философскую школу - знаменитую Академию (она просуществовала более 900 лет),и как крупнейшая фигура в истории европейской философской мысли. Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в диалогах "Государство" и "законы". * В истории общественного и культурного развития он выделял три основных стадии: 1) "династия", такая форма общества, когда люди жили, довольствуясь необходимым, когда не было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили добрые нравы. Писанных законов не существовало, власть принадлежала старейшинам родов и была как бы царской, 2) "аристократия" т.е. эпоха, когда создаются большие поселения, зарождаются законодательство, появляется выборная власть. В эту эпоху и складывается государство как таковое, 1. такое состояние государства и общества,которое может быть названо "идеальным", *Исходя из сказанного, понятно, что Платон, в сущности, определял государство, как особую форму поселения людей,возникающую из необходимости взаимопомощи,удовлетворения потребностей в пище и жилье,защиты населения и его территории,поддержания порядка внутри поселения.Государство и общество,таким образом,у Платона пока еще не различаются. ............ |