Часть полного текста документа:Обстоятельство как обособленный и необособленный член предложения. Теоретический и практический аспекты Николенкова Н. В. Вместо вступления Вопрос об обособлении членов предложения практически во всех пособиях по русскому языку для школьников, желающих самостоятельно подготовится к экзамену по русскому языку, изложен крайне односторонне. Основной упор сделан на правила пунктуации, тогда как вопросы теории, связанные с обособленными членами, в частности с обстоятельствами, не рассматриваются. Результатом такого подхода оказывается, во-первых, вытеснение обособленных членов на периферию сознания школьника, изучающего синтаксическое строение русского предложения. Никаких иных задач, кроме расстановки знаков препинания вокруг найденного в тексте причастного или деепричастного оборота, школьники перед собой и не ставят, забывая, что обособленный член требует такого же разбора, как и необособленный (необходимо определить разряд обособленного члена, объяснить его статус в предложении). Во-вторых, знак равенства, поставленный в сознании школьника между понятиями "обособленное обстоятельство" и "деепричастный оборот", "обособленное определение" и "причастный оборот", приводит к таким ошибочным формулировкам в ответах абитуриентов: "*предложение осложнено необособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом". Следовательно, говоря о правилах постановки знаков препинания при обособленных членах, а также оговаривая случаи необособления, необходимо сочетать вопросы практики с вопросами теории. Тогда правило будет восприниматься в общем контексте синтаксического описания предложения в русском языке. Ниже будет представлено правило употребления знаков препинания при обособлении обстоятельств, мы оговорим случаи необособления деепричастий и деепричастных оборотов и попытаемся проанализировать, какую роль в общем строе предложения выполняет эти конструкции. Также будут даны задания, которые позволят школьнику не только расставить запятые, тем самым проверив свои практические умения, но и дадут возможность сделать синтаксические разборы текстов. Обстоятельство - один из второстепенных членов предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия ("как?", "каким образом?") или на время ("когда?"), место ("где?", "куда?"), причину ("почему?"), цель ("зачем?"), условие ("при каком условии?", "вопреки чему?") протекания действия во времени. В соответствии со значением обстоятельства и по характеру заданного к нему вопроса определяется разряд обстоятельства. Обстоятельства выражаются наречиями, неопределенной формой глагола (инфинитивом), существительными с предлогами, деепричастиями и неразложимыми сочетаниями наречного характера. Обособляются, то есть выделяются на письме запятыми, чаще всего обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастиями с зависимыми словами. Для деепричастия с зависимыми словами принято определение "деепричастный оборот". Ядро правил об обособлении обстоятельств составляют правила о знаках препинания при деепричастном обороте. Основное правило: деепричастные обороты, как правило, обособляются независимо от их места в предложении. Этим правилом пишущему следует руководствоваться в первую очередь. ............ |