Обычай и закон в античном мире
Идеи Платона давно волнуют умы многих людей. Уже давно признано, что Платон создал самое значительное учение об идеальном. Именно его учение предвосхитило многие методы и подходы, которые получили свое дальнейшее развитие лишь в философии Нового времени и даже ХХ века. Идеи Платона об идеях и о космосе до сих пор являются актуальными. Безусловно трудность прочтения Платна заключается в использовании им символически-мифологического языка, именно поэтому для его понимания требуется перевод его работ на язык сегодняшней культуры[1]. Однако проблемы, поднятые Платоном, волнуют до сих пор многих философов. Хотя, несмотря на то, что нас отделяет от Платона большое временное расстояние, его идеи во многом опережают современные работы.
Хотя следует отметить, что социальной философии Платона повезло в этом отношении гораздо меньше. Социальная философия Платона трактуется как набор довольно таки произвольных допущений. Несомненно, ученые соглашаются с тем фактом, что Платону удалось предвосхитить некоторых современных общественно-политических идей, например, социализма и коммунизма, хотя при этом многие из них подчеркивают, что такие параллели являются анахронизмом. Обычно же социальная философия Платона характеризуется как утопическая или наивная.
Хотя здесь в пору согласиться с Сократом: не может природа хромать на одну ногу. Разве может Платон в области теоретической философии быть гениальным мыслителем, а в области социальной философии – наивным утопистом? Тем более, что является общепризнанным, что социальная философия Платона имеет тесную связь с его «теории идей»[2].
В данном случае будет рассмотрена социальная философия Платона.
В своих работах «Государство», «Закон» и «Федон» Платон пытался отреставрировать общинно родовой строй.
Утопия – это социальный проект, который основан на искусственных, абстрактных, произвольных предпосылках, он никогда не существовал, не существует и существовать не может. Согласно этому определению, которое дается во всех словарях, Платон должен был бы смотреть на свой идеал государства, изображенный в одноименном диалоге, как на голую абстракцию, фантазию. Однако при детальном рассмотрении работ Платона становится возможным увидеть в изображаемом в «Государстве» строе реально существовавший, доисторический политический строй. Если рассуждения Платона о государстве верны, в чем он не сомневается, то такое наилучшее государство философов уже, возможно, много раз существовало в прошлом, существует сейчас у варваров, о которых грекам ничего не известно и будет существовать еще и в будущем. То есть мы можем утверждать, что Платон исповедовал циклическую концепцию истории, видевшую в истории бесконечный круговорот, и в этом случае такое наилучшее государство, по его мнению, действительно, возникало с началом новой эры, вырождалось и гибло, а затем, в следующую эру, снова возникало.
Так 8 книге «Государства», Платон, переходя к вырожденным типам государственного устройства, говорит о государстве философов как о реально существовавшем в прошлом. Согласно Платону первый тип вырожденного государства – тимократия, то есть власть воинов-честолюбцев, рождается из государства философов, когда оно как бы отрывается от небесной истины, которой владели философы. ............