Часть полного текста документа:Очевидец происшествия становится спасателем В.Бубнов, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицины и психологии экстремальных ситуаций Московского института медико-социальной реабилитологии Согласитесь, очень часто, едва ли не всегда бывает так: с кем-то случается беда, а очевидцы этого лишь пассивно созерцают на происшедшее, вместо того, чтобы спешить на выручку пострадавшим, оказывать им первую медицинскую помощь. Анализ различных методик оказания ПМП и обучения этому дает возможность предложить пути и способы повышения активности очевидцев происшествия на месте ЧС и эффективности оказания ими первой медицинской помощи пострадавшим. разу отметим, что основной л причиной всеобщей безграмотности граждан России в вопросах оказания ПМП на месте происшествия является формализм в обучении этой жизненно важной науке. Ниже мы и хотим поговорить о том, как избавиться от этого формализма. Итак, что, по-нашему, надлежит сделать? Научить очевидца не паниковать в экстремальной ситуации. Обучение должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с проигрыванием самых различных ситуаций несчастного случая. Основная цель подобных занятий - отработать вопросы поведения в толпе и среди товарищей, коллег, тактику действий, способы быстрого сбора информации о ЧП, схемы и очередность оповещения спасательных служб. А главное - на учиться мобилизовывать все силы и принимать наиболее раци ональные решения в экстремальной ситуации. Запретить конспектировать на занятиях. Если обучающийся много записывает - это еще не значит, что он много знает. Когда речь на занятии будет идти о реальных жизненных примерах, каждый сможет попробовать выполнить изучаемый прием практически, уточнить какой-то вопрос, неясные нюансы действий, тогда оно принесет пользу. Отрабатывать тактику и навыки действий в условиях, максимально приближенных к реальности. Достаточно даже условно сымитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение всю аудиторию, заставить каждого слушателя принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий. Взять на вооружение только те приемы оказания первой помощи, которые реально может применить любой гражданин, использование которых позволит не допустить смерти пострадавшего до прибытия бригады скорой помощи. Насколько подвергает опасности свою жизнь и здоровье каждый человек, производя дыхание способом "изо рта в рот", думается, понятно. А боязнь сделать вдох искусственной вентиляции легких (ИВЛ) приводит к массовому отказу очевидцев от проведения реанимации и к тысячам потерянных жизней. Такую ситуацию порождает ошибочное утверждение, что без искусственной вентиляции легких способом "изо рта в рот" нет смысла приступать к непрямому массажу сердца. В ситуациях, когда содержимое дыхательных путей умирающего представляет опасность для спасающего (угроза инфицирования, отравление ядовитыми газами и т.д.), можно начать комплекс реанимации с удара по грудине и непрямого массажа -это увеличит шансы на спасение человека. 5. Оснащать аптечки только теми жгутами, шинами, средствами щадящей иммобилизации и транспортировки, использовать которые обучен каждый (в школе и др.). ............ |