Часть полного текста документа:Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации Доктор биологических наук, профессор В.К Бальсевич, Российская государственная академия физической культуры Проблема взаимоотношений олимпийского движения, профессионального и любительского спорта, массового физического воспитания и спорта для детей, подростков и молодежи год от года приобретает все большую остроту. Разумеется, на характер дискуссий по данной проблеме оказывают влияние самые разные факторы. Здесь и политические и экономические интересы, корпоративная и профессиональная заинтересованность участников обсуждения этой проблемы. Здесь и эмоциональные доводы людей, преданных воспитанным с детства благородным идеалам олимпиз-ма, и резкие выпады "государственников", осуждающих властные структуры за равнодушие к спортивному престижу страны, за слабую материальную и финансовую поддержку физической культуры, забвение спортивных интересов детей и молодежи. Здесь много правды, но далеко не всей. Наверное, следует признать вполне понятным и справедливым то, что много внимания при ее обсуждении уделяется прежде всего этической стороне проблемы. Так, академик И.В. Бестужев-Лада [7] полагает, что квазилюбительский, а фактически профессиональный спорт, характерный для всего олимпийского и родственных ему движений, включает в свою орбиту людей, формально имеющих какую-то профессию, где-то работающих или учащихся (псевдостудент, псевдослужащий и т.п.). На самом деле, полагает он, и фактический и формальный профессиональный спорт является "зрелищным" с одними и теми же законами купли-продажи спортсменов на потеху толпе. "Ясно также, что наряду с Большим спортом всегда был и будет массовый спорт любителей - не менее, если не более важный для физической культуры человечества. Его нельзя превращать в "концентрационный лагерь" для отбора будущих профессиональных спортсменов: слишком большими моральными потерями оборачивается такой подход. Оба спорта - Большой и массовый - должны быть четко разделены по своим функциям, причем должна быть признана полная самоценность того и другого. В том и другом должны быть особые соревнования, особые разряды, особый чемпионат. Следует решительно пресекать жульнические попытки вторжения в массовый спорт профессионалов, чтобы пожать чемпионские лавры среди любителей. И следует четко отделить любительские занятия спортом в школе (игры, шейпинг, бодибилдинг и пр.) от отбора и подготовки будущих профессиональных спортсменов" [7, с. 30]. Я привел эту обширную ссылку на одного из самых авторитетных представителей отечественного научного истеблишмента не только потому, что она в целом отражает настроение нашей академической научной общественности, но и потому, что разделяю эту точку зрения во многих ее компонентах. Многих, но не всех. Не стану здесь обсуждать проблему "квазилюбительства" в спорте. Ее по существу теперь уже нет. Подготовка элиты спорта уже давно без всяких тайн переведена на профессиональную основу, и любителям "в эту среду" попасть почти невозможно. Для этого даже самым талантливым требуется десять-пятнадцать лет серьезнейшей профессиональной подготовки почти с полной самоотдачей. На олимпийский пьедестал в большинстве случаев поднимаются действительно лучшие в этом смысле люди планеты. ............ |