Часть полного текста документа:Онтологические определения понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и воля Станишевский Олег Борисович Введение Конечно, все знают и что такое культура, и что такое цивилизация, и что такое добро, зло, свобода, воля. Но это знание не является строгим и теоретическим, несмотря даже на свою научность. Здесь мы постараемся дать всем этим понятиям строгие сущностные определения, т.е. определения онтологические, основанные на первичных понятиях Бытие и Быть [1]. Строгие онтологические определения добра и зла, свободы и воли, культуры и цивилизации важно иметь для того, чтобы не было неоднозначного и противоречивого их употребления в современном знании. Противоречивое и неоднозначное их употребление ведет не только к непониманию между людьми, но и к столкновению между ними. Причем к столкновениям, как между отдельными личностями, так и между группами людей, между государствами и цивилизациями. Определения, которые будут здесь даны, являются определениями аритмологическими, т.е. определениями, основанными на теоретико-множественном учении о Бытии и Сущем [2]. Поэтому приведем в очень кратком виде те положения аритмологии, которые нам здесь понадобятся. Первое. Единственным исходным основанием аритмологии является Бытие до всякого знания, познания и структурирования. Это - Всеединое Сущее, Единое, Все. Это - То, что Есть. Есть значит находиться в отношении Быть. Быть - второе и последнее основание аритмологии. В Едином Сущем Все слито воедино и неразличимо, в т.ч. и отношение Быть. Второе. Структурная актуализация отношения Быть являет и порождает бесконечную иерархию структурных уровней Бытия. Структурная актуализация - это актуализация вне каких бы то ни было пространственно-временных отношений. пространственно-временные отношения являются двумя различными сторонами отношения Быть и играют роль формообразующих отношений объектной, т.е. множественной сущности Бытия. Структурный уровень Бытия Вi представляет собой множество объектов Бытия, а вся бесконечная иерархия конечных и бесконечных структурных уровней представляет собой одну из трех ипостасей Бытия - ипостась множественной сущности Бытия. Для каждого структурного уровня Вi нижележащий структурный уровень Вi-1 является субстратным уровнем, объекты которого - это субстрат-объекты объектов структурного уровня Вi. Актуализация отношения Быть на структурном уровне Вi означает актуализацию межобъектных отношений на этом уровне, или, что то же самое, явление объектов самим себе и друг другу. Всевозможные совокупности объектов, находясь между собой в развернувшемся на данном уровне отношении Быть, образуют объекты нового, вышележащего, структурного уровня Вi+1, становясь, т.о., его субстратом. Третье. Сущностью знания, согласно А.Ф. Лосеву [3, с.660], является "для-себя-бытие". У нас это "для-себя-бытие" есть отношение некоего сущего, или объекта, к самому себе, т.е. рефлексия и отношение быть объекта относительно самого себя [1]. Соответственно "для-себя-бытие" есть также "знание себя". То есть быть и знать - это одно и то же (еще Парменид считал, что мыслить и быть - одно и то же). Только важно при этом не путать "быть" и "знать" вот в каком смысле. Если говорится, что объект "а" находится в отношении быть относительно объекта "б", т.е. ............ |