СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
ВЫВОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой деятельности украинских предприятий является повышение уровня конкурентоспособности произведенной продукции с целью получения прибыли при максимально полном удовлетворении запросов потребителей. Сегодня эта проблема, наиболее актуальная для национальных товаропроизводителей , требует выявления новых связей между уровнем конкурентоспособности продукции и эффективностью деятельности предприятия.
В современной экономической литературе рассмотрена только одна сторона взаимосвязей между этими двумя понятиями, а именно - что повышение конкурентоспособности продукции возможно лишь за счет увеличения эффективности использования всех ресурсов, которые есть у предприятия. При этом практически не освещается обратная связь: повышение конкурентоспособности отдельного вида продукции может положительно повлиять на эффективность деятельности предприятия в целом.
В работе рассмотрены актуальные вопросы управления конкурентоспособностью продукции с целью повышения эффективности стратегической деятельности многопрофильных предприятий, обоснован концептуальный подход к определению приоритетных видов продукции предприятия в условиях рынка, предложена методика для их оценки на примере одного из ведущих предприятий металлургической отрасли Украины.
При определении видов продукции, для которых целесообразно проводить меры по повышению конкурентоспособности, учитывают следующие показатели:
— уровень спроса на продукцию;
— рентабельность продукции;
— удельный вес продукции в общем объеме производства;
— уровень конкурентоспособности продукции.
Уровень спроса на каждый из видов продукции определяется с помощью исследований основных рынков сбыта с учетом тенденций их развития. Чтобы иметь возможность сопоставлять спрос на все виды продукции предприятия, вводится количественный показатель спроса (см. табл. 1).
Таблица 1 Показатели спроса на продукцию
Характеристика спроса
Количественное
значение
Спрос на продукцию отсутствует 0,0 Низкий уровень спроса с дальнейшей тенденцией к снижению 0,1-0,2 0,2-0,3 Низкий уровень спроса с тенденцией к дальнейшему повышению 0,3-0,4 Средний уровень спроса с тенденцией к дальнейшему снижению 0,4-0,5 0,5-0,6 Средний уровень спроса с тенденцией к дальнейшему повышению 0,6-0,7 Высокий уровень спроса с тенденцией к дальнейшему снижению 0,7-0,8 Стабильно высокий уровень спроса 0,8-0,9 Высокий уровень спроса с тенденцией к дальнейшему повышению 0,9-1,0
Показатели рентабельности продукции и ее удельного веса в общем объеме производства определяются на основе методов экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Показатель уровня конкурентоспособности продукции вычисляется по одной из методик, наиболее соответствующей виду и состоянию рынка, на котором функционирует предприятие, и характеристикам самой продукции.
Предлагаем следующую схему для определения приоритетной продукции предприятия в условиях рынка.
На первом этапе рассчитываются указанные показатели по всем видам продукции предприятия.
На втором этапе формируются группы приоритета. ............