Часть полного текста документа: Оптимизация объемов производства на краткосрочных временных интервалах Оглавление 1. Спрос, предложение и цена 2. Эластичность спроса 3. Рынок и его структура 4. Краткосрочные и долгосрочные периоды деятельности фирмы 5. Издержки производства 6. Оптимизация объемов производства в условиях свободной конкуренции и чистой монополии 7. Практическая часть 8. Заключение 1. Спрос, предложение и цена. Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Спрос изменяется в зависимости от цены. Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: 1) при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода)? 2) товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения). Закон спроса не действует в трех случаях: 1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемом повышением цен? 2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег? 3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары. Зависимость между ценой и спрсом выражается в виде графика (рис. 1): Рис. 1. График спроса: Р - цена? Q - величина спроса. На изменение спроса влияют и неценовые факторы: а) изменение в денежных доходах населения? б) изменение в структуре населения? в) изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители? г) экономическая политика правительства? д) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены (по мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения - меньшие). Предложение, как и спрос, изображается графиком (рис. 2), однако развернутым в другую сторону: Рис. 2. График предложения: Р - цена? Q - величина предложения. Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности (найм дополнительной рабочей силы), что приведет к увеличению предложения. ............ |