Часть полного текста документа:Опыт толерантности в российско-индийских отношениях XVII-XIX вв. Жан Кацер Общеизвестно, что одним из самых действенных средств борьбы с терроризмом является воспитание населения стран в духе толерантного отношения к жизни, т.е. такого отношения, при котором проявляется максимум терпимости и уважения к другим, к инакости, что и создает возможность мирного сосуществования, дружбы и сотрудничества людей разных национальностей и религиозной конфессиональности, исключает конфликты между ними. Такой опыт толерантности - и свой, отечественный, и заимствованный у других народов, в частности, у индусов - использовался в России в XVII - XIX вв., когда на юге страны существовали индийские поселения. Необходимо отметить, что их возникновение здесь является примером российской толерантности, проявленной к "инакомыслящим" иностранцам, переселенцам из другой страны. Основной их контингент, составляли те, кто покинул свое прежнее место жительства из-за религиозных преследований как в Индии, так и сопредельных азиатских странах (Персия, Хива и др.). С восшествием на престол падишаха в Индии в 16 веке мусульманского фанатика Аурангзеба сюда была возвращена отмененная еще его дедом Акбаром в империи Бабуров джизия - террористический режим преследования индусов, оставшихся верными прежнем религиозным представлением - индуизму. Рушились храмы на их месте воздвигались скотобойни. Индусов вынуждали принимать ислам. Поэтому начался исход многих индийцев в другие государства, в том числе и Россию. Здесь, как показывают документы, им была гарантирована неприкосновенность частной жизни, в том числе, духовной. Как сообщает Ключаревская (Астраханская) летопись, первые индийцы прибыли в Астрахань в 1615-1616 г.г. Уже первый из Романовых - Михаил Федорович - дал указание воеводам не чинить новоселам препятствий в совершении ими религиозных обрядов. Его сын Алексей Михайлович в 1648 г. строго предписал астраханским воеводам, "чтобы они предохраняли их (индийцев - прим. автора) от всяких притеснений, доставляли бы им возможные выгоды, предпочтительно прочим азиатским народам, и, чтобы призвав их сколько есть в съезжую избу, объявили им особое благоволение царское и покровительство". И благоволение им реально оказывалось - не только властями, но и рядовыми астраханцами. Известен такой факт: во время восстания Степана Разина в 1671-1672 г.г. разбойник разорил лавки индийского подворья. От смерти индийцев спасли тогда коренные астраханцы, в основном, татары, укрыв их в своих поселениях, куда разбойники не посмели сунуться. Интересно, что миролюбие индийцев признавали не только государственные лица, но и рядовые жители. Известен такой факт, что, когда после известного восстания стрельцов войска фельдмаршала Шереметева, посланного Петром I для расправы над мятежниками в Астрахани, подходили к городу, им навстречу была выслана делегация горожан. Жители Астрахани обратились с просьбой к главе индийской компании Амбу-Раме войти в состав делегации, считая, что слово индийцев смягчит участь астраханцев. Так оно и случилось: Шереметев ограничился наказанием только бунтовщиков-стрельцов. Индийские купцы прославились в Астрахани не только предприимчивостью и порядочностью в торговле, но и высокой нравственностью, уживчивостью стремлением сохранить жизнь всем живым существам. ............ |