Организация и проведение исследовательских работ с помощью метода эксперимента
ВВЕДЕНИЕ
Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления социальной системой. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.
Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем передовым опытом. Опыт, даже передовой, вообще не относится к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений. Здесь возникают многообразные социально-экономические, социально-психологические, организационно-хозяйственные проблемы, часто далекие от логики осуществления эксперимента с научно-познавательными целями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этапы проведения исследования:
№ п/п Этап проведения исследования Виды выполняемых работ 1. Заключение договора с заказчиком. 1)Составление договора. 2)Обсуждение временных и финансовых аспектов. 3) Решение организационно-технических вопросов. 2. Разработка теоретической концепции и программы СИ. 1)Предварительное изучение объекта исследования. 2) Изучение проблемной ситуации и постановка проблемы предстоящего исследования. 3) Обеспечение информацией по исследуемой проблеме. 4) Собственно разработка программы СИ. 5) Расчет выборки. 6) Составление инструментария. 3. Организационно-технический этап. 1)Расчет необходимых финансовых и материальных ресурсов. 2) Расчет затрат времени на все виды работ. 3) Обеспечение организационных условий для проведения исследования (время, помещение, условия, оргтехника и т.п.) 4. Пробное исследование (пилотаж). 1)Набор, корректировка, тиражирование части инструментария. 2) Подготовка рабочей группы, ее инструктаж. 3)Проведение пилотажа. 4)Обсуждение итогов пилотажного исследования. 5) Внесение корректив в инструментарий, выработка его окончательного варианта. 6) Тиражирование окончательного варианта инструментария. 5. Полевое исследование. 1) Проверка инструментария. 2) Набор и инструктаж исполнителей. 3)Проведение основного исследования. 4) Контроль за работой исполнителей. 6. Анализ результатов и подготовка отчета. 1) Обработка данных техническими средствами. 2) Анализ и интерпретация полученных результатов. 3) Обсуждение полученных результатов. 4) Подготовка отчета. 5) Сдача отчета и рекомендаций заказчику. 6) Оплата труда.
Первое, что необходимо понять для проведения исследования - какая общая проблема стоит перед заказчиком, а тем самым перед исполнителем. Поняв в самом общем плане проблему, надо именно на начальном этапе сформулировать конкретные задачи исследования, понять, как именно результаты могут быть использованы клиентом, уяснить возможности клиента, разработать бюджет исследования.
Чем яснее и конкретнее будет представлять для чего исследование нужно, тем точнее будет определен состав групп и тем правильнее составлен гайд для проведения групповых дискуссий. ............