Содержание
Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования
1.1 Состояние учебного процесса по физике в классах общеобразовательного профиля основной школы
1.2 Дидактические принципы, реализуемые при изучении темы «Световые волны» в курсе основной школы
1.3 «Стандарт второго поколения», примерные программы, требования к знаниям ученика
1.4 Анализ комплектов по физике для основной школы
Глава 2 Методика изучения темы «Световые волны» в курсе физики основной школы
2.1 Содержательная модель темы «Световые волны»
2.2 Физический эксперимент при изучении темы «Световые волны»
2.3 Система заданий для учащихся при изучении темы «Световые волны»
2.4 Методика проведения фронтальных лабораторных работ на примере лабораторной работы «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
2.5 Оценка учебных достижений учащихся по теме «Световые волны»
Глава 3. Проектная деятельность учащихся при изучении темы «Световые волны»
3.1 Сущность метода проектов
3.2 Основные требования к использованию метода проектов при изучении темы «Световые волны» в основной школе
3.3 Виды проектов, их организация и этапы метода проектов
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В современном обществе требования к овладению учащимися различными компетентностями все более возрастают. Один из важных разделов при обучении физике, вызывающий наибольший интерес, но и значительное количество трудностей является раздел «Световые явления». Между тем методика изучения различных вопросов в этом разделе не разработана в должной мере. В связи с этим нами была сделана попытка разработать один из вопросов данного раздела - «Световые волны» и предложить некоторые методические моменты, которые, в зависимости от принятой технологии учебного процесса, его целей и задач, могут быть использованы преподавателями физики как для изучения темы.
Разработка и поиск такого способа изложения темы, который в полной и доступной манере объясняет данную тему в рамках её изучения в основной школе позволяет нам сделать вывод об актуальности исследования и заключает в себе элемент новизны и практической значимости.
Цель исследования – разработка методики изучения темы «Световые волны» раздела «Световые явления» в основной школе.
Объектом исследования является организация учебного процесса при изучении темы «Световые волны» раздела «Световые явления» в основной школе на различных этапах урока физики.
Предметом является поиск содержания, форм и методов обучения, обеспечивающих достижение поставленной цели.
В основу работы была положена гипотеза: использование каких методических и дидактических приемов, элементов технологий повышает эффективность учебного процесса и позволяет добиться более глубокого понимания данной темы учащимися. Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, следуют задачи:
1) разработать методику изложения темы “Световые волны” с использованием разных методических и дидактических приемов,
2) выяснить, с какими трудностями сталкиваются учащиеся в процессе изучения данной темы и, следовательно, каким вопросам и понятиям следует уделить особое внимание.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: изучение методической, психологической и справочной литературы по данной теме, знакомство с уже имеющимися разработками в области данной темы, проведение уроков по изучению темы «Световые волны» раздела «Световые явления» в основной школе.
Глава 1. ............