Часть полного текста документа:Орнаментальные знаки на кайме пелены "Крест на Голгофе" Казарина В. Б. Семантический анализ орнаментальных знаков на кайме пелены "Крест на Голгофе", вклада Бориса Годунова в Троице-Сергиеву лавру 1599 г. Пелена "Крест на Голгофе" вложена царем Борисом Федоровичем Годуновым в 1599 г. в Троице-Сергиеву лавру, о чем говорит вкладная надпись наведенная чернью на восемнадцати золотых прямоугольных полосах под Голгофским крестом на среднике пелены. Она гласит: "Повелением благовернаго и христолюбивого великаго гдря цря и великаго кнзя Бориса Федоровича всеа Руси самодерьжца и его благоверные и христолюбивые царицы и великие княгини Марии и ихъ царскихът детей благовернаго црвча кнзя Федора Борисовича всеа Руси и благоверные црвны и великие княжны Ксеньи зделана сия пелена к образу всемогущия и живоначальныя Троицы в монастырь преподобнаго чудотворца Серьгия во второе лето господарьства его при святейшем Иеве патриархе царьствующаго града Москвы лет седьм тысящ сто седмаго (1599)". На среднике пелены из красной камки вышит Голгофский крест. Он состоит из золотых круглых дробниц, на некоторых из них помещены крупные драгоценные камни: сапфиры, изумруды и турмалины в высоких золотых оправах, а на других чернью наведены изображения святых. Драгоценные камни в оправах вставлены и между дробницами с жемчужной обводкой. В подножии креста, как указывалось выше, находится вкладная надпись. По сторонам креста низанные жемчугом в одну прядь копие, трость и надписи: "Црь слвы Ис Хс Ника". В вершинах копья и трости - крупные драгоценные камни. Жемчужная обнизь обведена золотой канителью. Внешняя сторона средника и каймы обведена жемчужной ниткой с окантовкой по обе стороны канителью. Вокруг средника имеется широкая орнаментальная кайма, вышитая на зеленовато-голубой камке. Узор - четырехчастные ромбовидные фигуры, выполненные жемчугом, дробницами и обведенными канителью. Изображение кайм, как и средника, низаны жемчугом в одну прядь и обведены толстой золотой канителью. Во Вкладной книге 1673 г. (л. 55) отмечена эта пелена таким образом: "107 году сентября в 25 день государь царь и великий князь Борис Федорович всея Руси приложил к чюдотворному местному образу Живоначальные Троицы пелену большую, а на ней крест з дробницами, дробницы золоты, на них святые знаменены резью и наведены чернью, около дробниц жемчюгом сажено, около пелены травы жемчюгом сажены, промеж жемчюгу дробницы золоты и камение многоценное". А Опись 1641 г. (л. 126-127)1 очень подробно описывает камни на пелене: "...и по всей пелене камней двадцать девять изумрудов больших и малых да тридцать четыре яхонта лазоревых больших и малых да три тумпаза желты да двадцать лалов больших и малых". Кайма этой пелены больше похожа на выдающееся произведение ювелирного искусства, чем на шитье. Это был по истине "царский" вклад в знаменитую лавру, семья Годуновых чувствовала некоторую неуверенность на русском престоле и активно стремилась подчеркнуть свое царское достоинство. Этим и объясняется необычайно дорогая пелена, созданная в трудное "смутное" время. Общее решение, композиция пелены, по мнению Татьяны Николаевны Манушиной2, свидетельствует о сильном влиянии на ее исполнение пелены 1550 г. ............ |