Часть полного текста документа:Основатель современной бухгалтерии В 1494 году в Венеции францисканский монах Лука Пачоли (1445-1517) опубликовал свой монуменальный труд "Трактат о счетах и записях". Не оцененная по достоинству при жизни автора, эта книга дала миру бизнеса язык, которым он пользуется до сих пор. Ученик Он родился в 1445 году в Борго Сан-Сеполькро, по-итальянски это звучит не слишком радостно: город Святого гроба. Борго Сан-Сеполькро упирается в правый берег Тибра, желтоватые воды которого плавно и быстро текут к Риму; с другой стороны городок прилепился к огромной горе - Монте Казале. В городе жили ремесленники, а на горе, в монастыре, построенном в XIII в. францисканцами, монахи нищенствующего ордена, именовавшие себя, согласно воле папы Гонория III (1216-1227), миноритами. Весьма уважаемое в городе семейство возглавлял Бартоломео Пачоли, отец трех сыновей; одного из них звали Лука. Большое влияние на воспитание и образование Луки оказал его дядя по матери - Бенедетто, капитан армии Альфонса V. Мы не знаем, сколько было лет будущему бухгалтеру и математику, когда его отдали учиться в мастерскую художника Пьеро делла Франческа, слава которого гремела по всей Италии. Это была первая встреча маленького мальчика с этим великим художником и математиком. Как свойственно людям эпохи Возрождения, учитель Л. Пачоли не был только художником, и мастерская его напоминала скорее своеобразный "университет культуры", чем школу живописи в узком и сугубо специальном смысле этого слова. "В созданном Пьеро делла Франческа мире, - писал В. Лазарев, - парит железный закон чисел, поэтому он так ясен и логичен. Его господствующая сила - человеческий разум, вся и все себе подчиняющий, внутренняя просветленность и стоическая бесстрастность". Ученики, по мере своих сил и способностей, должны были приобщаться к ясному и логичному миру учителя. Судя по тому, что мы знаем о Л. Пачоли, можно предположить, что чувство прекрасного было глубоко присуще ему. Вместе с тем он не был и, очевидно, не мог быть человеком искусства. Франческа был художником и ученым, но только вторая ипостась учителя нашла отзвук в сердце ученика. Юный Лука Пачоли, прирожденный математик, был влюблен в мир чисел, "число представлялось ему, как и его учителю, неким универсальным ключом, одновременно открывающим доступ к истине и красоте". На первом месте стоит истина, занятия наукой посвящены ей. До девятнадцати лет Пачоли работает и учится в мастерской. Рутинные занятия сопровождаются церковными праздниками и поездками в другие города, куда по той или иной причине мэтр берет юного Луку с собой. Чаще всего ездили в Урбино к герцогу Федерико де Монтефельтро. Это очень богатый двор, а его хозяин - человек, преданный великому миру искусства и науки. Он любит собирать художников, архитекторов, поэтов, ученых. Одна из самых ярких личностей в его окружении - Леон Баттиста Альберти (1404-1472) - ученый, писатель, музыкант, но прежде всего - великий зодчий. Он порвал с канонами средневековой готической архитектуры и стал возрождать великое наследие Древнего Рима. В те времена "новые итальянцы", а Альберти можно вполне причислить к людям этой формации, полагали, что ценны не герои, чья грудь пропитана "пылью затерянных хартий", а просто активные люди, те, кто умеют делать деньги и добывать великие сокровища. ............ |