План
1. Романтизм как форма художественного мышления XIX в.
2. Реализм как художественное направление, пришедшее на смену романтизму
3. Импрессионизм: новое направление в искусстве
4. Развитие культуры в Беларуси XIX века
Заключение
Список литературы
1. Романтизм как форма художественного мышления XIX в.
Великие сдвиги в развитии науки и техники оказали огромное влияние на художественную культуру. Определяющими художественными направлениями в XIX в. становятся классицизм, романтизм, критический реализм и др.
В начале и конце XIX в. в европейской художественной жизни предпринимались попытки создать единый художественный стиль форму систематизированного эстетического восприятия деятельности.
Однако ни романтизм в первой трети XIX в., ни моде в конце XIX - начале XX в. так и не смогли стать стилями в полном смысле этого слова. Целостная художественная концепция противоречила процессам углублявшейся и дифференцировавшейся индивидуализации мировосприятия европейского общества.
Романтизм как форма художественного мышления получает неравномерное распространение в Европе.
В Англии он возникает раньше, в XVIII в., в силу слабых классицистских традиций; большую выразительность приобретает во Франции, меньшую в Германии; в России классицизм и романтизм синтезируются в творчестве К. Брюллова, М. Воробьева, А - Иванова, О. Кипренского, предопределив расцвет исторической картины, портрета и натюрморта в русской живописи 30-50-гт. XIX в.
Романтизм был тесно связан со временем, когда "новая волна дохнула со страшной силой во французской революции, напоив всю Европу трепетом и чувством неблагополучия".
Романтизм был своего рода оппозицией французскому классицизму, иллюзиям века Просвещения. Рационализму и классицизму противопоставляется чувственная мечта, "способ жить с удесятиренной силой" обыкновенного века, столкнувшегося с бездной мироздания и социального благополучия.
В поэзии, прозе, драматургии появляется романтический герой, способный на благородный и возвышенный поступок, оторванный от меркантильной повседневности буржуазного общества и устремленный к далекому и несбыточному идеалу.
В мировосприятии возрождаются мистицизм, таинственность и религиозность; пространственно-временной континуум, история и география теряют свои границы. Своеобразное бегство от удручающей действительности в мир грез и идеалов было уже подготовлено искусством XVIII в. Романтический эскапизм был сродни классицистскому пассеизму с его поиском идеального в истории и мифологии Рима и Греции.
Кризис рационального мышления, связанного с классицизмом, подтолкнул романтиков к поиску рационального, чувственного, непознанного. Не случайно было стремление художников и архитекторов поры романтизма к художественному наследию католического барокко, готики, национальной средневековой истории.
Предромантические настроения в художественной культуре появляются уже в конце XVIII в.: пейзажный стиль в садово-парковом искусстве, "естественная" тематика и колорит в натюрмортах и портретах, сентиментализм в литературе и английских парных портретах - "сценах собеседования".
Наполеоновские войны ускорили процесс осмысления новой исторической реальности, породили тип разочаровавшегося человека, "нового Гамлета" - индивидуалиста, стремящегося к уединению, медитациям, самопознанию национального прошлого.
Романтики начала XIX в. ............