25. Понятие и классификация решений. Принятие управленческих решений в организации
Решение - это выбор альтернативы. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Но при этом, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни. Отличительные особенности принятия решений в орг-ции: цели – решение проблемы в орг ции; последствия; разделение труда; профессионализм.
Управленческие решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должности. Управленческие решения бывают: детерминированные и недетерминированные. Детерминированные – это решения, которые принимают в условиях определенности, когда руководитель представляет результаты каждого из альтернативных вариантов решений. Недетерминированные – это решения, принимаемые в условиях риска или неопределенности. Решения, принимаемые в условиях неопределенности – это решения, по которым из-за недостатка информации невозможно оценить вероятность его возможных результатов.
Этапы принятие решения: диагноз проблемы - формулировка критерий и ограничений - разработка альтернатив - выбор альтернативы. После принятие решения идет его реализация и оценка полученных результатов.
Классификация управленческих решений: 1) степень повторяемости проблемы (традиционные, нетипичные), 2) значимость цели (стратегич-е, тактические), 3) сфера воздействия (глобальные, локальные), 4)длительность реализации (долгосрочные, краткосрочные), 5) прогнозируемые последствия решения (корректируемые, некоррек-мые), 6) характер использ-ной информации (детерминированные, вероятностные), 7) метод разработки решений (формализованные, неформ-ные), 8) кол-во критериев выбора (однокритериальные, многокритериальные), 9) форма принятия (единоличные, коллегиальные), 10) способ фиксации решения (документированные, недокументированные).
26. Технология и модели принятия решения
Технология принятия решения – это состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем орг-ции, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем орг-ции и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и орг-ции его выполнения. Этапы процесса: 1) анализ ситуации – требует сбора и обработки инф-ции, выполняет функцию восприятия орг-цией внешней и внутр-й среды; 2) идентификация проблемы – Первый шаг на пути решения проблемы – ее определение, или диагноз, полный и правильный. Все элементы в орг-ции взаимосвязаны и решение к-л проблемы в одной части орг-ции может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным; 3) определение критериев выбора – определение показателей, по к/ым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей; 4) разработка альтернатив – выявление достаточно хороших альтернатив, приемлемых вариантов, позволяющих снять проблему; 5) выбор альтернативы – сравнение достоинства и недостатка каждой альтернативы и объективно проанализированные вероятные результаты их реализации; → 6) согласование решений – привлечение работников к участию в процессе принятия решения; 7) управление реализацией – необходимо определить кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы; 8) контроль и оценка результатов – производятся измерения и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, к/ые руководитель надеялся получить; → к 1).
Модель – представление объекта в некоторой форме, отличной от самой целостности. ............