Часть полного текста документа:Основные проблемы государственного управления политическими конфликтами в регионах России Васильев А.В. В нашей республике, как и по всей стране, вот уже десятилетие происходят глубокие социально-экономические изменения. Так или иначе, несмотря на все потрясения, неизбежные социальные потери, современное российское общество продолжает идти по пути радикальных социальных реформ, осуществляется переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, идет процесс социальной дифференциации, углубление общественных, национальных и других противоречий. Хорошо известно, что периоды социальной трансформации общества являются этапами обострения и расширения конфликтности. Распад старых общественно-политических институтов, создание новых, периоды временного сосуществования их взаимоисключающих форм не могут не сопровождаться возникновением конфликтных ситуаций. К тому же, рыночная экономика предполагает существование многообразных структур, социальных и индивидуальных различий, которые требуют взаимного согласования и соотнесения. Переход от закрытого общества к открытому сопровождается признанием неизбежности и естественности в нем конфликтов. Для открытого общества конфликт выступает нормой социально-политических отношений и непременным атрибутом процесса развития и изменения политических субъектов на общенациональном и региональном уровнях. Таким образом, устранить конфликты из нашей жизни невозможно. Они вездесущи и универсальны. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р.Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами [1]. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства. Итак, под управлением конфликтом современная наука понимает целенаправленное, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов [2, с. 355]. При определении понятий "управление конфликтом", "государственное управление конфликтами" необходимо учитывать противоречивость влияния конфликтов на общество: с одной стороны, оно носит деструктивный характер (дезинтеграция, разрушение системы, затраты ресурсов на противоборство), с другой - конструктивный (стимул созидательной деятельности). Если бы мы понимали конфликт только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации политической системы, к нарушению ее нормального функционирования (а именно так воспринимает политические конфликты определенная часть руководства страны), то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации - отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, движущей силой развития расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Управление конфликтом включает в себя прогнозирование конфликтных ситуаций, предупреждение одних и стимулирование других столкновений, прекращение и подавление, регулирование и разрешение конфликтов. Почему же так актуальны проблемы именно государственного управления политическими конфликтами, особенно в регионах страны, где не существуют развитые институты гражданского общества или они находятся в зачаточном состоянии? Дело в том, что государство как институт общества может регулировать и разрешать практически любые противоречия и конфликты общественного характера: экономические, политические, социальные, этно-национальные, конфессиональные, организационно-управленческие, правовые, межгрупповые или классовые. ............ |