Введение Тема реферата по дисциплине «Проектирование интеллектуальных систем» «Основы объектно-ориентированного проектирования».
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов в области автоматизации сложноформализуемых задач. Задачей изучения дисциплины является приобретение знаний о фундаментальных алгоритмах, применяемых при построении систем искусственного интеллекта, а также методов разработки программных приложений, реализующих эти системы.
Принципиальное отличие интеллектуальных систем от любых других систем автоматизации заключается в наличии базы знаний о предметной среде, в которой решается задача. Неинтеллектуальная система при отсутствии каких-либо входных данных прекращает решение задачи, интеллектуальная же система недостающие данные извлекает из базы знаний и решение выполняет.
По А.Н. Колмогорову, любая материальная система, с которой можно достаточно долго обсуждать проблемы науки, литературы и искусства, обладает интеллектом. Такое определение показывает, что данная дисциплина находится во взаимосвязи практически со всеми учебными дисциплинами. Тем не менее, следует подчеркнуть связи со следующими дисциплинами: «Программирование», «Математический анализ», «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», «Дискретная математика», «Логическое программирование», «Экспертные системы», «Интерфейсы интеллектуальных систем».
1. Понятие о классах и объектах
Проникновение классов и объектов в программирование произошло на основе известных принципов классификации, применяемых в различных отраслях науки – зоологии, биологии, химии и т.д. Со школьной скамьи известна систематизация живых организмов, предложенная К. Линнеем. Основой распределения животных по видам, подвидам, группам является наличие ряда общих особенностей. Например, общей чертой всех животных, относимых к млекопитающим, является кормление детенышей молоком; для членистоногих характерна общая черта строения конечностей и т.д. Следует, подчеркнуть отличие между видом и представителем вида: вид – один, представителей (экземпляров) вида – множество.
Таким образом, основным принципом отнесения какого-либо предмета реального мира к тому или иному классу является следующий: есть или нет у этого предмета характеристика (или совокупность характеристик), такая же, как и у остальных предметов, входящих в класс. Например, изображенные на рисунке 2 объекты могут быть отнесены к классу компьютеров, если они позволяют вводить описания, выполнять и отображать результаты некоторых последовательностей действий. На рисунке 2 представлены четыре экземпляра класса (понятия) «компьютер». Рисунок 2 отображает также и другую особенность – классы могут содержать в качестве составных частей другие классы. Используя информацию рисунка, можно выделить класс «Клавиатура», класс «Дисплей», класс «Системный блок».
Термин «общая черта», использованный при определении понятия «класс», предполагает наличие у предметов реального мира не только одинакового набора характеристик, но и одинакового поведения в одинаковых ситуациях. Таким образом, определение класса должно включать определение характеристики (совокупности характеристик), общей для всех представителей класса, и описаний действий, выполняемых любым представителем класса в различных ситуациях.
Объекты реального или виртуального мира находятся во взаимосвязях друг с другом. ............