Часть полного текста документа:РОССИЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ РЕЛИГИИ Анатолий Лещинский ОСОБЕННОСТИ БОГОРОДИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ (Из опыта социально-философского анализа) Москва 2005 УДК 28 ББК 86.2 А 64 А64 Анатолий Лещинский Особенности богородичного движения в России (Из опыта социально-философского анализа). М., РОИР, 2005. 222с. Автор - Лещинский А.Н., кандидат философских наук, доцент, известен своими религиоведческими трудами в России и за ее пределами. Уже в годы перестройки проявлял большой интерес к начавшимся изменениям в государственно-конфессиональных отношениях и в религиозной ситуации СССР и России. На рубеже 80-90-х гг. опубликованы его работы "Время новых подходов (о советских государственно-церковных отношениях)", "Православие в наши дни", "Лавра Преподобного Сергия и Академия в ней", а также "Религиозные организации и центры в России, СНГ и Балтии". В последней наряду с существующими конфессиями даны описания и новых религиозных движений и юрисдикций в православии. Феномен их появления - одна из проблем, изучаемых современным российским религиоведением. В настоящей публикации подводятся предварительные итоги изучения одного из таких религиозных объединений - богородичного движения, корни которого уходят в период раннего неразделенного христианства. Большая часть исследования посвящена современному состоянию Православной Церкви Божией Матери Державная, многие факты о которой неизвестны широкому кругу читателей и впервые публикуются в светской религиоведческой литературе. В Приложении включен большой ряд документов и фотоматериалов. Фото на обложке М. Парфёнова "Соловецкая тишина", 2003 г. (c) А.Н. Лещинский, 2005 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение..................................................................................................................4 В изменяющейся религиозной ситуации...........................................................10 К истории богородничного движения в России и его организации. Духовный лидер блаженный Иоанн (Береславский)......................................33 Некоторые особенности вероучения. "Державный катехизис".....................................................................................64 Религиозная практика.......................................................................................77 Организационная структура церкви..................................................................94 Место российского богородичного движения в христианстве.......................114 Социальное служение...........................................................................................140 Выводы и заключение..........................................................................................147 Примечания...........................................................................................................151 Приложение...........................................................................................................161 ВВЕДЕНИЕ За последние два десятилетия духовная ситуация России претерпела большие изменения. Прежде всего, произошел отход от навязываемой обществом моноидеологии и наступил мировоззренческий и духовный плюрализм. С социальной стороны эти изменения стали следствием экономических и социально-политических перемен. ............ |