Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственный университет управления
Реферат
по дисциплине "Риторика"
по теме: «Особенности греческой риторики»
Москва, 2011 г
Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия
Родина красноречия – Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в Античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.
В V веке до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом. Цицерон говорил, что есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.
На развитие ораторского искусства в Греции большое влияние оказывала также торговля. Греция была торговой страной, торговые операции требовали участия юристов, обсуждения и заключения торговых сделок.
Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. По законам афинского архонта Солона, изданным в 594 году до н.э., граждане Афин должны были сами защищать себя на суде. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступать любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей в Афинах – 500, а всего в решении судьбы обвиняемого принимали участие до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.
Так как далеко не все граждане умели хорошо выступать на суде, то в Греции появились логографы (писатели слов) – искусные ораторы, юристы, которые за плату писали подсудимому речь. Подсудимый выучивал ее и выступал на суде. Человек, совершенно не способный говорить, мог с согласия судей выдвинуть вместо себя другого.
Помимо указанных видов красноречия, в Древней Греции развивалось социально-бытовое красноречие – хвалебные и поминальные речи (панегирик).
Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом, на празднествах, дружеских встречах, поминках.
В этих условиях красноречие становилось необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя – софисты (от греч. – искусник, мудрец), которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были людьми, почитаемыми и богатыми. ............