Часть полного текста документа: ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ Дипломная работа на тему: "Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе "Мировая художественная культура". Выполнил: студент V курса ф-та культурологии гр. К-502 Биккулов Э.Р. Научный руководитель: к.и.н., доц. Захарченко И.Н. Москва 2000 . Содержание. Введение........................................................................... с.3 Глава 1. Понятие "художественное восприятие"......................... с.6 Глава 2 . Изобразительное искусство: его особенности, формы и методы преподавания........................................................... с.18 Глава 3. Особенности курса "Мировая художественная культура".......................................................................... с.26 Глава.4. Особенности восприятия изобразительного искусства на примере эпохи барокко..................................... с.35 Заключение...................................................................... с.46 Список литературы............................................................ с.52 Введение. Произведения искусства и художественная культура неотделимы друг от друга. Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне произведения искусства, которое передается от поколения к поколению, от одной культурной эпохи к другой. В то же время необходимо учитывать, что сокровища художественной культуры неизмеримо превышают возможности освоения их отдельным человеком. И приходится анализировать возникающие не только положительные, но и отрицательные тенденции в восприятии искусства. В ситуации сверх насыщенной информационной среды появляется соблазн "пробежать взглядом" произведение искусства, приспособить его к современным нуждам, не утруждая себя дополнительной работой души. Будучи не востребованными, не подвергнутыми тому нравственному самоконтролю и очищению, к которому понуждает нас искусство, духовные потенции человека скудеют, что способствует формированию нетворческой, негармоничной личности. А ведь наше общество заинтересовано в пробуждении инициативной, творческой личности с развитым чувством нравственного самосознания, чуткой совестью и жаждой справедливости. Такую личность формируют различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство. Но искусство обладает особой силой воздействия на глубинные, "укромные" уголки человеческой психики и сознания посредством не принудительного, по "доброй воле" совершаемого переживания. Для того, чтобы определить механизмы и результаты эстетического воздействия искусства на отдельного человека, на различные социальные группы и на общество в целом, необходим всесторонний анализ художественного восприятия. Первое систематическое научное исследование было проведено в 1968 году, когда Комиссия по изучению художественного творчества организовала первый в СССР Всесоюзный симпозиум "Проблемы художественного восприятия". ............ |