МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Курский государственный университет"
Филологический факультет
Специальность 050301 (032900) РУССКИЙ ЯЗЫК И Литература
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ 032901 Всемирная литература
Заочная форма обучения (3,5 лет обучения)
Кафедра литературы
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:
"Особенности изучения лирического произведения в старших классах"
Выполнила:
студентка 6 курса 3 группы
Меринова Елена Евгениевна
Научный руководитель:
д. п. н., профессор
Ачкасова Галина Леонтьевна
2007
Оглавление
Введение
Глава 1. Лирика как содержательный компонент литературного образования школьников
1.1 Особенности лирики как литературного рода
1.2 Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками
1.3 Проблемные ситуации при изучении лирического произведения
Глава 2. Лирика как предмет школьного изучения
2.1 Интерпретация творчества С. Есенина в литературоведении
2.2 Методические системы изучения поэзии Есенина в школе
2.3 Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Тема. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века
Тема. Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта
Тема. Люблю природу русскую
Тема. Тема любви в лирике Есенина
Введение Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин.
Понимание своеобразия лирики будет способствовать осмыслению и других литературных родов, так как лирический элемент присутствует и в драме, где диалог, является непосредственным выражением мыслей, чувств, ощущений персонажа, и в эпосе, о котором М. Пришвин написал: “Не лирика ли является в писаниях тем золотом, которое определяет их прочность и ценность? И эпос есть ничто иное как скрытая лирика” (Цит по: Камянов, 1978, с.5). В свою очередь, лирика содержит в себе элементы и драмы, и эпоса. Качественные и количественные характеристики этого элемента определяют характер лирического произведения, его своеобразие, неповторимость.
Одним из самых ярких русских лириков является С. Есенин. Значение Есенина для русской культуры и истории определяет место, которое должно занимать преподавание его творчества в русской школе. Есенин - великий русский национальный поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Это положение ныне не нуждается в доказательстве. Очевидно и то, что любовь к России и особенности национального самосознания роднят Есенина с Пушкиным. Используя слова И. Ильина о Пушкине, можно сказать, что Есенин тоже "был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем и больных узлов".
Благодаря складу своего таланта и вниманию к духовному миру каждого человека и противоречиям эпохи, Есенин достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, которые придают его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер. ............