МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
алгебры, геометрии и методики их преподавания
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По теме: “Особенности методики обучения решению текстовых задач
с помощью составления уравнений в 5-6 классах”
Студентки
5 курса в /о
Рыжовой Светланы Александровны
Научный руководитель:
доктор физико-математических наук,
профессор Митькин Дмитрий Алексеевич
Москва, 2009
Оглавление
Введение
Глава I. Психолого-педагогические особенности при обучении решению задач
§ 1. Задача и её функции
§ 2. Задачи в истории математического образования в России
§ 3. Сведения из истории развития методов обучения решению текстовых задач
§ 4. Психологические особенности детей в период 10-12 лет
§ 5. Педагогические основы в обучении решению задач
Глава II. Методика обучения решению текстовых задач
§ 1. Понятие текстовая задача
§ 2.Сущность и структура решения текстовой задачи
§ 3. Классификация текстовых задач
§ 4. Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
§ 5. Этапы решения текстовых задач с помощью уравнений
Глава III. Практическая реализация этапов решения текстовых задач с помощью уравнений
§ 1. Решение задач с помощью составления уравнений в теме “Уравнение”
§2. Решение задач с помощью составления уравнений в теме “Прямая и обратная пропорциональные зависимости”
Заключение
Библиография
Введение
Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой усваивается система математических знаний, умений и навыков, является решение задач. Именно задачи являются тем средством, которое в значительной степени направляет и стимулирует учебно-познавательную активность учащихся.
В обучении математике задачи выступают как цель и средство обучения. Этим определяется их место в процессе обучения математике. Задачи служат также основным дидактическим целям, формируют систему знаний, творческое мышление учащихся, способствуют развитию интеллекта и выполняют познавательную роль в обучении.
Педагогами и методистами признано, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, ведущей формой деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из основных средств их математического развития.
Разработкой методики обучения решению текстовых задач занимались такие учёные, как Ю.М.Колягин, Д.Пойа, А.А.Столяр и другие.
В последние годы самые сильные отрицательные эмоции у учащихся на уроках математики вызывает задание решить задачу. Примерно половина из них на контрольной работе или экзамене даже не приступает к решению текстовых задач.
Почему так происходит? Зачем надо обучать детей решению текстовых задач и КАК это делать? Эти и другие подобные вопросы все чаще возникают в современной школе. Именно поэтому эта проблема показалась одной из актуальных на сегодняшний день.
Не прекращаются поиски эффективной методики обучения решению текстовых задач в общеобразовательной школе. Решение задач в математическом образовании занимает огромное место.
Решение задач с помощью уравнений ставит перед учащимися много различных проблем, в том числе проблему по отысканию той величины, которую надо обозначить переменной «х».
На первых этапах обучения у них нет опыта, нет никаких ориентиров, что приводит к тупику в решении и потере времени.
Цель данной дипломной работы: рассмотреть методику работы над задачами, которые решаются методом составления уравнений, и разработать рекомендации по обучению учащихся отыскивать пути решения задач с помощью составления уравнений.
Задачи дипломной работы:
1) изучить методическую литературу с целью определения общих этапов решения задачи с помощью составления уравнения;
2) разработать практические материалы, реализующие этапы решения задачи;
3) проверить доступность для учащихся методических материалов.
В работе будут выделены основные трудности, которые возникают при решении задач. ............