Часть полного текста документа:Особенности образа жизни студентов воронежских вузов на рубеже XX и XXI веков А. И. Верецкая, А. П. Дьяков, Воронежский государственный университет Происшедшая в России в конце XX века смена экономической и политической систем, кардинальные изменения духовной жизни общества не только повлияли на трансформацию социокультурной роли высшей школы, но и оказали воздействие на систему высшего образования, отразились на содержание учебного процесса и научных исследований, на организации взаимодействия научно-педагогических и студенческих коллективов, во многом изменили способы и формы жизнедеятельности студенчества. Эффективное управление научно - педагогическим процессом, творческий подход к обучению и воспитанию студентов обусловливают необходимость серьезного осмысления новой социальной реальности, учета новых социально-экономических и учебно-организационных факторов, активно воздействующих на формирование потребностей и интересов студентов, способы и формы их познавательной, общественно полезной, социокультурный и других видов жизнедеятельности. Поэтому как очень важный и ответственный заказ Совета ректоров воронежских вузов восприняла исследовательская группа кафедры социологии и политологии Воронежского университета поставленную перед ней задачу изучить особенности образа жизни студентов на рубеже двух столетий. Приступая к исследованию этой проблемы, мы принимали во внимание следующее: 1. Образ жизни студентов представляет собой совокупность основных способов и видов их жизнедеятельности - учебно-познавательной, общественной, трудовой, коммуникативной. В системе студенческого образа жизни происходит процесс формирования социально-профессиональных и нравственных качеств личности специалиста, которому предстоит работать в условиях становления рыночных отношений и демократизации общества. 2. Специфика образа жизни современного российского студенчества определяется как трансформационными процессами, происходящими в самой высшей школе, во всей системе образования. Определенные коррективы в характеристику образа жизни вносят и региональные особенности. Объектом исследования явились студенты пяти воронежских вузов. Их отбор определялся профилем подготовки специалистов (технической, естественной и гуманитарной) и количеством студентов, в них обучающихся. Поскольку проблематика образа жизни воронежского студенчества исследуется, начиная с 1980 года, сравнительный анализ наиболее важных аспектов образа жизни будущих специалистов позволил раскрыть динамику его изменений в сравнении с начальным этапом реформирования российского общества, показать специфику условий жизнедеятельности современных воронежских студентов. Основным видом студенческого образа жизни является учебно-познавательная деятельность студента как субъекта образовательного процесса. Проведенное исследование позволило выявить не только содержательные характеристики активности студентов в учебном процессе, но и определить совокупность их образовательных ценностей и мотивов. Сравнительный анализ данных, полученных при изучении образа жизни в начале восьмидесятых, девяностых и на рубеже двух веков показывает: в ориентациях студенческой молодежи на ценности образования произошли значительные изменения. Студенты воронежских вузов (и, прежде всего, обучающиеся в ВГУ) сегодня придают гораздо большее значение роли высшего образования в реализации творческого потенциала личности по сравнению с теми, кто учился на начальном этапе перехода к рынку. ............ |