Часть полного текста документа:Особенности обучения двигательным действиям в средних учебных заведениях милиции Доктор педагогических наук, профессор С. Д. Бойченко, Щецинский университет, Польша, Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Руденик, Гродненский государственный университет, Беларусь, В. Е. Костюкович, Могилевский колледж МВД, Беларусь Введение в проблему. Содержание прикладной физической подготовки курсантов специальных учебных заведений прямо связано с решением сложных педагогических проблем обучения профессионально значимым двигательным действиям [2], обеспечивающим в будущем, как отмечается в литературе, эффективное исполнение сотрудником служебных обязанностей в разнообразных ситуациях [7, 8]. Тем не менее в руководствах, наставлениях и пособиях, посвященных профессионально-прикладной физической подготовке для правоохранительных органов, особенности формирования двигательных умений, превращения последних в устойчивые и эффективные навыки, как правило, излагаются авторами обобщенно и декларативно, допуская фактически текстуальный перенос лишь избранных теоретических и методических аспектов из теории физического воспитания [6] без учета специфических особенностей проявления навыка в реальных условиях деятельности. Следует подчеркнуть, что сама проблема обучения двигательным действиям здесь лишь косвенно увязывается с приведением до необходимого уровня физической подготовленности курсантов как фундамента достижения высокой эффективности освоенных движений при решении практических задач, акцентируя лишь на известном "многоборном" характере направленности процесса физической подготовки [9]. Во многом это обусловлено тем, что за 50-летний период в сфере педагогики прикладной физической культуры из 84 русскоязычных работ, направленных на изучение особенностей двигательной деятельности представителей различных профессий, только 9 в виде диссертационных исследований затрагивали актуальные аспекты профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих [1]. Цель исследования - обоснование направленности и оптимизация содержания прикладной физической подготовки курсантов средних специальных учебных заведений МВД в связи с проявлениями координационной функции и определение на этой основе путей формирования профессионально значимых двигательных умений и навыков. В эксперименте решалась задача оценки эффективности обучения курсантов с точки зрения обусловленности педагогического процесса формирующимися координационными механизмами [3]. Процесс обучения продолжительностью 10 месяцев опирался на описанную ранее дидактическую схему [4]: "обусловленные - преднамеренные - преднамеренно -экспромтные - экспромтные действия" на основе реализации обучающих программ, моделирующих следующие типичные для деятельности сотрудников правоохранительных органов ситуации противодействия (рис.1, а-г). 1. Модель ситуации противодействия удару в голову. 2. Модель ситуации противодействия удару ножом сверху. 3. Модель ситуации противодействия удару палкой наотмашь. 4. Модель ситуации противодействия овладению оружием спереди. 5. Модель ситуации противодействия обхвату туловища руками спереди. ............ |