Особенности отбора предметного содержания при изучении химии в средней школе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЪЕМА И СЛОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
2. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
3. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОТБОРУ ПРОГРАММНОГОУЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Химия как учебный предмет средней школы, наряду с другими предметами, формирует личность учащихся. Для достижения этой главной цели, стоящей перед школой, обучение химии ставит перед собой задачи, решение которых осуществляется с позиций единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения.
Школьный курс химии должен знакомить учащихся с основами науки, т. е.:
—обеспечивать сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий, знакомить с методами химической науки;
—формировать научное мировоззрение, а также понимание того, что химическое образование — обязательный элемент культуры, необходимый каждому человеку;
—воспитывать трудолюбие, нравственность, интерес к предмету, бережное отношение к природе, уважение к преобразующим возможностям науки, понимание приоритета общечеловеческих ценностей;
—развивать мышление учащихся, их самостоятельность и творческую активность в овладении знаниями, обучать разнообразным видам учебной деятельности;
—обеспечивать знакомство с главными направлениями химизации народного хозяйства, с возрастающим значением химии в окружающей действительности, способствовать преодолению хемофобии;
—формировать практические умения и навыки, способствовать профориентации, готовить учащихся к сознательному выбору профессии.
Возникновение профильных старших классов и целых школ требует на этом этапе дифференциации целей обучения химии.
В классах и школах гуманитарного профиля в задачу обучения входит раскрытие роли и места химии в формировании естественнонаучной картины мира, в культурной жизни общества. Учитывается преобладание у учащихся этих школ образного мышления и склонности к обобщениям.
Цели обучения химии в классах естественнонаучной направленности предусматривают углубленное изучение теории и понятий, усиление внимания к практической стороне предмета, целенаправленная подготовка к продолжению образования в вузах соответствующего профиля.
В физико-математических классах усиливается математическая компонента химии как точной науки.
При общеобразовательном направлении концентрически более подробно развертываются с некоторыми дополнениями вопросы, изучавшиеся в основной школе (VIII—IX классы) [1].
1. КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЪЕМА И СЛОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание естественнонаучного образования и, следовательно, любого учебного предмета должно быть представлено четырьмя видами:
1) системой научных знаний;
2)системой умений (специальных, интеллектуальных, общеучебных);
3)опытом творческой деятельности, накопленной человечеством в данной области науки;
4)опытом отношения к окружающей действительности, правильной ценностной ориентации.
Все эти четыре вида содержания взаимосвязаны. ............