Часть полного текста документа:Особенности подготовки кадров гуманитарной интеллигенции Республики Башкортостан в системе государственного образования во второй половине 30-х годов Воронцова Ю.С. Во второй половине 30-х годов в СССР продолжался курс на осуществление модернизации. Важной задачей в духовной сфере стало создание новой системы образования для подготовки специалистов, способных претворить в жизнь задачи общественной модернизации. Система образования являлась основным источником формирования социалистической интеллигенции. Целью статьи является краткий анализ особенностей системы гуманитарного образования республики Башкортостан второй половины 30-х годов. Гуманитарной интеллигенции принадлежала определяющая роль в организации духовного производства, в формировании нового общественного мировоззрения. В связи с этим в системе подготовки гуманитарных специалистов во второй половине 30-х годов сложился ряд основополагающих элементов: "разработка профилей специалистов с учетом потребностей народного хозяйства; внедрение марксистско-ленинской методологии; установление соответствия теоретической и практической подготовки специалистов; создание системы марксистско-ленинского образования; преодоление буржуазного влияния на молодежь" [1]. Учебный процесс перестраивался так, чтобы специалисты обладали социалистическим сознанием, владели социалистическими методами профессиональной деятельности, руководствовались принципами коммунистической морали, во главе угла были ценности революционно-модернизационные. Гуманитарная интеллигенция 30-х годов должна была обеспечить идеологическую основу модернизации общества. До Октябрьской революции в нашем крае социальный слой гуманитарной интеллигенции был малочисленным. "Перепись 1897 года дала следующую картину о количестве интеллигенции по двум губерниям (лиц с самостоятельным занятием): в области науки, литературы и искусства башкир было занято 6 чел., русских - 169 чел., татар - 5 чел.; учебно-воспитательной работой: башкир - 291, русских - 2153, татар - 186 чел." [2]. Кадры гуманитарной интеллигенции создавались в республике в 20-30-е годы заново, во-первых, в силу своей изначальной малочисленности, а во-вторых, ввиду идеологического несоответствия старой интеллигенции политике новой власти. Масштабность модернизации страны и темпы ее проведения требовали большого количества специалистов, а превращение духовной сферы жизни в "производство" приводило к тому, что кадры гуманитарных специалистов готовились исходя из "производственной необходимости". Одним из решающих условий культурного подъема населения и воспитания его в коммунистическом духе было развитие школьного дела и его коренное преобразование. Отсюда основное внимание партией и правительством республики уделялось подготовке педагогической интеллигенции. Во второй половине 30-х годов в БАССР была создана сеть учебных заведений, готовивших педагогические кадры. Основным учебным заведением являлся Педагогический институт. К 1940 г. в Башкортостане сложилась система педагогических вузов. По подсчетам Алмаева Р.З., она включала: БГПИ - 861 чел., Уфимский учительский институт - 568 чел., Бирский учительский институт - 226 чел., Уфимский институт иностранных языков - 222 чел., а всего - 1877 чел. ............ |