1. Введение
1.1 Цель курса
- Формировать у студентов знания о теоретических подходах к изучению задержки психического развития.
- Развивать у студентов способность распознать задержку психического развития и отличать ее от других нарушений в развитии ребенка.
1.2 Требования к уровню усвоения курса
В результате изучения курса студенты обязаны знать:
• основные особенности детей с ЗПР;
• виды ЗПР и причины возникновения задержки в развитии;
• способы организации диагностических процедур ЗПР;
• основные виды научения детей с ЗПР. уметь:
• проводить психолого-педагогическую диагностику ЗПР;
• производить диагностику готовности детей с ЗПР к школе;
• составлять индивидуальные программы развития познавательной деятельности;
• корректировать психические процессы и речевые нарушения у детей с ЗПР;
• организовывать взаимодействие психолога (дефектолога, логопеда) с другими специалистами образовательного учреждения, понимать: роль психолога (дефектолога, логопеда) в гуманизации и индивидуализации образовательного процесса и социальной адаптации детей. 1.3 Место и связь данного курса с другими учебными дисциплинами Изучение данного курса строится на основе знаний общей психологии, педагогики, специальной психологии, коррекционной педагогики, возрастной анатомии и физиологии.
2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1.
Виды учебной деятельности Часов по семестрам очное ЗУО 9 сем. 5 сем. 6 сем.
Аудиторные занятия:
- лекции
- практические занятия
30 6 8 14 6 4 16 - 4 Самостоятельная работа студентов 40 20 32 Всего часов 70 26 40 Вид итогового контроля экзамен кр. р. зачет
Объем и содержание самостоятельной работы студентов
Таблица 2.
Виды учебной деятельности очное ЗУО 9 сем. 4 сем. 5 сем. Подготовка к практическим занятиям 20 - 6 Конспектирование литературы 10 6 10 Составление индивидуальной программы развития ребенка 4 12 Разработка конспектов занятий 6 4 4 Выполнение контрольной работы - 10 - Всего часов 40 20 32
3. Содержание курса
3.1 Темы и содержание лекций
3.1.1 История развития методов психологической коррекции детей с проблемами в развитии
Характеристика основных методов развития. Гуманистическая направленность работ Э.Сегена, П.П.Трошина. Исследования особенностей психического развития с позиций ассоциативной психологии М.Монтессори. Концепция сензитивных (?) периодов развития у ребенка. Концепция детерминации (?) психического развития аномального ребенка Л.С.Выготского (?). Две группы симптомов в аномальном развитии их сущности (?). Исследования А.Адлера, их роль в развитии методов психокоррекции. Клиентцентрированный подход К.Роджера и его содержание.
3.1.2 Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей с проблемным развитием
Определение психологической коррекции. ............