Часть полного текста документа: Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: "Особенности социализации подростков в различных типах семей". В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и по этому проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер. В данной работе рассмотрены не конкретные модели родительского поведения и ценности в процессе воспитания, а тип семьи как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макро изменений на развитие личности подростка. Исследования по данной теме проводились, в основном, в рамках социологии семьи и главное внимание уделялось неполным семьям. Поэтому в работе рассматриваются некоторые особенности социализации современного подростка в различных типах семей. Объект исследования: процесс социализации подростков. Предмет исследования: влияние типа семьи как фактора социализации подростков. Цель исследования: установление особенностей социализации подростка в различных типах семей. Задачи исследования: 1. Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на процесс социализации подростков. 2. Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных, сводных семьях; 3. Изучение особенностей социализации подростков в одно - двухдетных многодетных семьях; 4. Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной материальной обеспеченностью; Гипотеза: Различные типы семей, выделенные по структурным и социальным признакам, обуславливают особенности социализации подростков. Теоретическая часть была посвящена изучению аспектов процесса социализации и развития личности; феноменам, механизмам, структуре и факторам. Рассмотрены западные и отечественные концепции социализации личности. Изучением этого процесса на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия "социализация". Далее была рассмотрена семья как важнейший социальный институт, ее структура и роль в экономической и психологической социализации подростка. Анализ теоретического материала позволил сделать следующие выводы: На протяжении определенного времени семья является для ребенка единственным местом получения первого опыта социального взаимодействия. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. ............ |