Часть полного текста документа:Островский А.Н. Островский Александр Николаевич 31.3(12.4).1823, Москва, - 2(14).6.1886, Щелыково, ныне Островского района Костромской области, русский драматург. Родился в семье чиновника-юриста; мать - родом из низшего духовенства. Образование получил в 1-й Московской гимназии (1835-40) и на юридическом факультете Московского университета (1840-43; не окончил). Служба в московских судах (1843-51) многое дала О. как писателю. Первые литературные опыты О. в прозе отмечены влиянием натуральной школы ("Записки замоскворецкого жителя", 1847). В том же году в "Московском городском листке" было опубликовано его первое драматическое произведение "Картина семейного счастья" (в позднейших публикациях - "Семейная картина"). Литературная известность О. принесла опубликованная в 1850 комедия "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название - "Банкрут"). Еще до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. H. Грановского и др. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые пост. в 1861), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции. В своих литературных дебютах О. придерживался направления, которое сам определил как обличительное, "нравственно-общественное". Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически. Тщательная разработка характеров, точность социально-бытовых картин, юмор, красочный язык - первые завоевания реализма молодого Островского. В комедии "Бедная невеста" (1851) драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы О. публиковались, как правило, в консервативном журнале "Москвитянин", в котором О. особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850-51; некоторое время он входил в т. н. "молодую редакцию" журнала, с ее членами он был связан тесной личной дружбой. Отчасти под влиянием этого кружка и его главного идеолога А. А. Григорьева в пьесах О. "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854) зазвучали мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины. Эти настроения приглушили критический пафос О. Но вместе с тем в пьесах этого цикла велись поиски положительного содержания народной жизни, были созданы такие самобытные характеры, как Любим Торцов. Выросла в этих пьесах и драматургическая техника О. Начиная с комедии "Не в свои сани не садись", поставленной в 1853 Московской драматической труппой на сценической площадке Большого театра, пьесы О. быстро завоевывают репертуар: в течение более чем трех десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы. С 1856 О. - постоянный сотрудник журнала "Современник" - сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъема перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов. В комедии "В чужом пиру похмелье" (1855) не только создан впечатляющий образ Тита Титыча Брускова - воплощение темной и грубой силы домашнего самовластья, но и впервые произнесено слово "самодур", закрепившееся за целой галереей типов О. ............ |