Петр Биргер
Адам Опель, 150 лет назад основавший компанию под собственным именем, конечно, и представить не мог, какие страсти разгорятся вокруг Opel в наше время. Тем более не мог он представить, что его детище может оказаться сначала в руках американской корпорации, а потом перейти под контроль консорциума с участием российских инвесторов: в нояб ре 2009 года Еврокомиссия примет окончательное решение по поводу сделки, в рамках которой Opel можеть быть продан альянсу в составе австрийско-канадской Magna и российского Сбербанка. Правительство Германии рассчитывает, что немецкие технологии и русские деньги помогут Opel вернуть былую славу, померкшую в последние десятилетия. Впрочем, сделка может и не состояться.
ОТ ШЛЯП К ВЕЛОСИПЕДАМ
Opel начинался со швейных машинок. Молодой и целеустремленный немец Адам Опель работал техником и постоянно совершал поездки по Европе. В Париже он устроился на курсы по производству швейных машин. Вернувшись на родину в 1862 году, Адам приспсобил машинку для производства шляп и основал компанию Opel, на которой наладил производство станков для выпуска головных уборов. Компания стала крупнейшим производителем шляп в Германии.
В 1884 году после посещения выставки во Франции Адам загорелся новой идеей – выпуском велосипедов. Сыновья Адама – Карл, Вильгельм, Генрих, Фридрих и Людвиг – с детства помогали отцу на фабрике, а в свободное время гоняли на велосипедах. Именно они популяризовали велоспорт в Германии и вскоре стали первыми чемпионами. Благодаря успехам братьев марка велосипедов Opel стала известна во всей Европе.
Опели первыми в 1890 году предложили использовать в колесах велосипедов наполненные воздухом шины конструкции англичанина по фамилии Данлоп. Компания выпускала две тысячи велосипедов в год и по-прежнему была крупнейшим в Германии производителем швейных машин вплоть до кончины Адама Опеля 8 сентября 1895 года. Основатель компании умер 58 лет, оставив налаженное производство сыновьям.
ОТ ВЕЛОСИПЕДОВ К АВТО
К концу XIX века предприятие Опеля из небольшой ремесленной мастерской превратилось в промышленное предприятие со штатом около 600 человек. Но производство швейных машинок и велосипедов уже не приносило достаточную прибыль. Развитие компании требовало новых решений. Их поиском и занялись сыновья Адама. В 1897 году братьев Опель – чемпионов по велосипедным гонкам – пригласили на Берлинский автосалон, где они впервые увидели самоходные экипажи и загорелись новой идеей – наладить выпуск автомобилей. Ознакомившись с опытом немногочисленных немецких изготовителей самодвижущихся экипажей, братья решили начать производство в кооперации с одним из них. Выбор пал на Фридриха Лутцмана, владельца автозавода в Дессау, поставлявшего машины членам германской августейшей фамилии. По контракту, заключенному 21 января 1899 года, завод в Рюссельсхайме начал выпуск модели Opel Patent-Motorwagen системы Лутцмана. Однако бизнес с Лутцманом у братьев «не пошел», и в 1901 году они расстались с компаньоном, заключив новое соглашение.
На этот раз в поле зрения Опелей попал французский автомобилестроитель Александр Даррак. В начале 1902 года в Рюссельсхайме появились первые лицензионные авто, продававшиеся под маркой Opel-Darracq. Параллельно велись активные разработки собственной модели. ............