Часть полного текста документа:От технологии к технософии. Прогресс: между верой и разочарованием Симоненко О. Д. Идея прогресса, как действенного фактора общественного развития возникла в ХУП в., одновременно со становлением идеологии индустриальной цивилизации, подготовкой промышленной революции. Утверждению ее в таком статусе предшествовал феномен гуманистических утопий. Термин "утопия" означает буквально "место, которого нет". Первым это название избрал для своей небольшой книжки гуманист, католический священник Томас Мор (1478-1535). В течение ХYI столетия "Утопия" она была самым читаемым произведением в Европе и особенно в Англии, влоть до появления пьес Шекспира. В этой книге изображено общество, в котором все всегда поступают наиболее разумно и лидеры которого, что особенно подчеркивается, обладают всеми научными знаниями своего времени и руководствуются ими. С.Яки отмечает, что Церковь неизменно отрицала возможность достижения любой утопии на земле, т.е. в царстве Кесаря. Для возникновения идеи прогресса необходимой предпосылкой было коренное изменение понятия времени - переход от циклического времени традиционных аграрных цивилизаций к "стреле времени" христианского общества. Смерть и воскресение Христа вдохновили понимание исторических фактов как неповторимых событий, связанных одной нитью. Великие географические открытия конца ХY-начала ХYI вв. ошеломляющим образом изменили и расширили пространство, в котором обитает человечество. Картина мира человека Нового времени складывалась под влиянием этих географических открытий, освоения просторов и ресурсов американского континента, колонизации земель с неисчерпаемыми ресурсами. Ощущение безграничности прогресса возможно в такой картине мира, в которой человек как бы выведен за пределы природы или не чувствует их, противостоит ей, использует ее потенциал и ресурсы, оставаясь независимым от нее. Целью становится совершенствование изначальной данности, в то время как в традиционных обществах целью было сохранения макро- и микрокосмоса в неизмененном виде. Идея пользования природой в интерпретации, по которой Бог предназначил человеку владычествовать над всей землей и всем живым не земле, установка на господство над природой была созвучна догматам личной избранности протестантизма. Она проявилась в характере, методологии познавательной деятельности, в утверждении опытной науки, в расширении сферы технического освоения природы. В конечном итоге рождается прагматическое отношение к природе как к объекту рационального технического использования. Благосостояние государства и личное богатство были поставлены в связь с эффективностью использования потенций природы. Как идея прогресса связана с развитием производства, техники? Как получилось, что общий прогресс человечества к концу Х1Х в. был поставлен в общественном сознании в прямую зависимость от прогресса внутри науки и техники? Чтобы понять это, обратимся к некоторым аспектам истории Соединенных штатов Америки. Но вначале сделаем ряд отступлений. Экспериментальная наука Нового времени, как это общепризнано, уже содержит в себе технический, измерительный, лабораторный аспекты, потенциально несет возможности практического использования открытий и знаний. ............ |