Владимирский Государственный Гуманитарный Университет
Контрольная работа
по истории России с древнейших времен до конца XVIII в. на тему:
Отражение социально-политической истории Древней Руси в «Молении Даниила Заточника»
Выполнила студентка 2 курса ОЗО
группы И-12 исторического факультета
Ющенко Д.Р.
Владимир 2010
Оглавление
Введение
1. Постановка проблемы
2. Историографический обзор
3. Характеристика источника
Глава I.Общая политическая обстановка на Руси в XII-XIII вв
1.1 Положение Руси на международной арене
1.2 Внутренняя политика и ее отражении в «Молении»
Глава II. Социальные отношения на Руси в XII-XIII вв
1.1 Быт и занятия
1.2 Низшие слои «Недостойные» слои общества
Заключение
Библиография
Введение
1. Постановка проблемы
Культура, а именно литература – неотъемлемая часть истории России любого периода. Но в XII-XIII вв., во время зарождения и распространения литературных произведений частного характера, литература – это еще и отражение социально-политических взглядов населения Руси.
Ведь человек, написавший то или иное произведение, жил в то время и непосредственно передает события той эпохи в своих чувствах, переживаниях. К таким сочинениям относится также смелое, даже немного дерзкое «Моление Даниила Заточника».
Таким образом, объектом исследования моей работы является социально-политическая обстановка Руси в XII-XIII вв.
Предмет исследования – письменный источник «Моление Даниила Заточника»
Целью моей исследовательской работы является изучение источника с точки зрения отражения в нем социально-политической жизни. Исходя из этого, передо мной встают следующие задачи:
- определить политическую обстановку Руси XII-XIII вв. (как внешнюю так и внутреннюю) и посмотреть какое отражение это получило в «Молении»;
- определить социальную обстановку Руси.
2. Историографический обзор
В ученых кругах вокруг «Моления Даниила Заточника» вот уже почти полтора века кипят нешуточные страсти. Спорят буквально обо всем: о времени создания произведения, его названии, авторе и даже адресате. Творение Даниила было открыто и частично опубликовано Н.М. Карамзиным в примечаниях к его «Истории государства Российского». После этого «Молением» всерьез заинтересовались ученые-историки.
В своей работе я преимущественно рассматривала мнения следующих историков: Гудзия Н.К, Лихачева Д.С. , Карпенко В., Белинского В.Г.
Гудзий Н.К. в своей статье уделяет много внимания первичности одной из редакций произведения, списанных с оригинала. Он относится к той группе ученых, которые считают первичной так называемую «вторую» редакцию «Моления», так как «с точки зрения конкретности, фактической наполненности и историчности, а также присутствия личного начала все преимущества на стороне так называемой «второй» редакции. Из нее, и только из нее, уясняются конкретно те личные жизненные обстоятельства, которые побудили автора обратиться за помощью к княжеской власти…»[1].
Также Гудзий Н.К. рассматривает и проблему социального положения автора. Он уверен, что Даниил не кто иной, как боярский холоп: «Определение Даниила Заточника как боярского холопа в момент его обращения к князю представляется нам наиболее вероятным: оно подсказывается самим текстом «Моления». ............