РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
Глава 1. Основы оценки предприятия
1.1. Цели оценки и виды стоимости
Цели оценки
Цель оценки - расчет и обоснование рыночной стоимости предприятия.
Оценка предприятия не является самоцелью, она подчинена решению определенной, конкретной задачи. Оценщику необходимо знать задачу, ради которой производится оценка, только тогда он может правильно выбрать нужный методический инструментарий.
Наиболее характерные случаи, когда возникает потребность в оценке стоимости предприятия:
1) продажа предприятия;
2) продажа части. имущества предприятия (земельных участков, зданий, сооружений);
3) реорганизация (слияние, разделение, и т. п.) и ликвидация предприятия (проводимые как по решению его собственников, так и по решению арбитражного суда при банкротстве предприятия);
4) купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг (покупка предприятия или его части, находящихся в акционерной собственности);
5) купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью (доля оценивается в денежных единицах);
6) передача предприятия в аренду: оценка стоимости важна для назначения арендной платы и осуществления последующего выкупа арендатором (если это предусмотрено договором аренды);
7) осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия;
8) получение кредита под залог имущества предприятия (ипотеки);
9) страхование имущества предприятия;
10) определение налоговой базы для исчисления налога на имущество;
11) переоценка основных фондов.
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т.д.
Виды стоимости
Стоимость любого имущества можно определить двумя тесно связанными между собой способами: во-первых, как некоторое количество какого либо другого имущества (имеется в виду денежный эквивалент), на которое это имущество можно обменять, и, во-вторых, на текущую стоимость доходов, которые ожидает получить в будущем владелец имущества.
Важно проводить различия между понятиями стоимость, затраты и цена.
Стоимость - мера того, сколько покупатель (инвестор) будет готов заплатить за оцениваемую собственность. Затраты - мера издержек, необходимых для того, чтобы создать объект собственности, сходный с оцениваемым. Эти затраты могут не отличаться от той суммы, которую будет готов заплатить возможный покупатель. В зависимости от ряда факторов, включая потребности покупателя, наличие равноценных объектов и активность других покупателей, эти затраты могут быть выше или ниже стоимости на определенную дату оценки.
Стоимость и цена равны между собой только в условиях совершенного рынка. Стоимость в применении к имуществу представляет собой ожидаемую цену, которая должна быть результатом конкретных условий. Цена совершившийся факт, отражающий то, сколько было затрачено на покупку сходных объектов в прошлых сделках. ............