Часть полного текста документа:Оценка письменных работ (сочинений) с точки зрения русского языка (из опыта вступительных экзаменов в МГУ им. М.В.Ломоносова) Багрянцева В.А Требования, предъявляемые к вступительному сочинению в вузы, в частности в МГУ, базируются на "Нормах оценки знаний, умений и навыков" Министерства просвещения РФ для средних общеобразовательных школ. Вместе с тем существуют некоторые отличия в подходах и критериях в оценке экзаменационных работ между школьной и вузовской практикой. В первую очередь это касается итоговой отметки: если школьное (и в том числе выпускное экзаменационное) сочинение оценивается двумя отметками - за "литературу" и за "русский язык", то в университете отметка за экзаменационное сочинение (= письменную работу по русскому языку и литературе) ставится одна. Эта единая отметка не есть среднее арифметическое между отметкой по литературе и языку, это отметка по низшему результату, что означает: даже отличное содержание при безграмотном "исполнении" оценивается "двойкой", и точно так же "два" ставится за работу без ошибок, но не раскрывающую тему. Второе принципиальное отличие заключается в самом характере вступительного экзамена: это экзамен конкурсный, а значит, критерии оценки определяются уровнем подготовки поступающих. Конкурс в университете традиционно высокий, и поэтому многие абитуриенты, чьи знания оценивались в школе на "отлично", получают на вступительном экзамене более низкие отметки. При проверке грамотности учитываются три типа ошибок: орфографические, пунктуационные и стилистические, которые подчеркиваются в работе и выносятся на поля общепринятым образом (орфографические подчеркиваются двумя или одной чертой и на полях ставится "палка", пунктуационные подчеркиваются одной чертой и на полях ставится "галочка", стилистические подчеркиваются волнистой чертой и на полях ставится знак "ст"). Если первые два вида ошибок в комментариях не нуждаются, то на понятии "стилистическая ошибка" следует остановиться более подробно. Классификация стилистических ошибок При оценке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных ошибок, учитываются так называемые стилистические ошибки. В практике школьного преподавания они разграничиваются на грамматические (языковые) и речевые. Грамматические ошибки возникают при нарушении структуры какой-либо единицы языка, когда система языка усвоена, а норма еще не сформирована. Они делятся на морфологические, словообразовательные и синтаксические. Морфологические ошибки проявляются в нарушении грамматических форм имен и глаголов, например: человечишко (при нормативном для одушевленных имен существительных мужского рода после уменьшительно-ласкательных суффиксов окончании -а,; ср. обратный случай - ветхого домишки вм. домишка ); нет время (вместо правильной формы родительного падежа с окончанием -и - времени при отрицании), (новых) сплетней (с окончанием -ей при нормативном нулевом окончании); существующие положения вещей (форма множественного числа существительного вместо формы единственного в устойчивом словосочетании положение вещей или дел); более значительнее (вм. ............ |