Часть полного текста документа:Падартхадхармасанграха Падартхадхармасанграха (санскр.- "Компендиум характеристик категорий"), комментарий к Вайшешика-сутрам, но фактически самостоятельный трактат, составленный в 6 в. Прашастападой. Падартхадхармасанграха отражает тенденцию вайшешиков к восстановлению первоначальной системы шести категорий (после попытки восполнения ее до десятеричной, предпринятой в 5 в. Чандрамати), а также к рецепции ряда нововведений школы буддийской логико-эпистемологической школы Дигнаги (в частности, трех необходимых характеристик среднего термина - трайрупья). Все шесть категорий имеют характеристики существования (аститва), именуемости (абхидхеятва) и познаваемости (джнеятва). Первые пять категорий, т.е. все, кроме ингеренции-присущности, суть то, чему может быть присуще нечто другое. Последние пять категорий, т.е. все, кроме субстанции, не могут быть "местопребыванием"-локусом качеств и движений. Субстанции, качества и движения причастны существованию (сатта), могут быть общим и особенным, именоваться "вещами" (артха), быть агентами дхармы и не-дхармы, а также следствиями и причинами чего-то. Общее, особенное и присущность самосущны (сватмасаттва), "характеризуются суждениями", не могут быть ни следствиями, ни причинами чего-либо, непричастны различиям общего и особенного, вечны и не могут именоваться "вещами". За этой классификацией основных видов сущего следует описание характеристик всех шести категорий. Материальные элементы земли, воды, огня и ветра характеризуются присущими им свойствами, затем различаются два их уровня - в виде атомов и производных образований; последние распределяются по соответствующим "телам", органам чувств (имеющим, по вайшешике, материальное происхождение) и объектам. Экспозиция четырех материальных элементов дает Прашастападе повод для описания космогонического процесса. После каждых ста лет жизни Брахмы (один его день равен 4 320 000 человеческим годам) Махешвара ("Великое Божество") дает отдых живым существам, уставшим от сансары (в конечном счете, однако, режим их существования регулируется законом кармы), и наступает космическая ночь распада всего до конечных атомов. Затем, ради того, чтобы живые существа вновь начали испытывать радость и страдание, Махешвара начинает новое миросозидание. Вначале из атомов ветра образуется "великий ветер", который "провоцирует" образование масс воды, земли и огня, а затем из смеси атомов огня и земля образуется космический эмбрион, из которого рождается Брахма, порождающий из своей мысли божества и бестелесные существа, а из частей своего тела четыре варны людей и другие живые существа. Их он заставляет соединяться с определенными ментально-психическими состояниями в зависимости от "отпечатков" кармы, накопленной ими в предыдущий космический период. За описанием характеристик субстанций следуют характеристики качеств, и, поскольку "суждения" (буддхи) также включаются в число качеств, это дает повод Прашастападе рассмотреть все источники знания, уделив специальное внимание нетривиальным восприятиям и среднему термину силлогизма. Дается также подробная классификация видов движения. Анализируя общее, автор Падартхадхармасанграхи различает два уровня универсалий - высший (бытие) и низшие (те, которые могут быть подклассом более общего класса), в классе особенного специальное внимание уделяется предельным "индивидуаторам" отдельных атомов. ............ |