Часть полного текста документа:Памятники купольного убранства сербских церквей XIII -XIV вв. Васильева А. В. Христос восседает на радуге в середине округлой светоносной мандорлы, которую возносит на небо четверица Ангелов. В барабане купола на восточной стороне стоит Богородица с распростертыми в молитве руками между Архангелами Михаилом и Гавриилом. Рядом представлены двенадцать апостолов в разнообразных движениях, с волнением созерцающие отшествие Учителя. На синем фоне за фигурами апостолов сохранились следы восьми гранатовых деревьев, символов Христа и Богородицы1. Печская композиция была идейно объединена с алтарным Деисусом темой Второго Пришествия Христова, особенно важной для храма погребального назначения. Связь с евхаристической тематикой здесь выражалась через сцену "Сошествия Святого Духа на апостолов", расположенную в северной части подкупольного пространства. Не только Сам Вседержитель, но и Святой Дух, продолживший дело Христово на земле через верных ему апостолов, понимается как истинная причина обожения человека. Следует отметить и особую живость персонажей печской композиции "Вознесения", исполненных непосредственного чувства и раскрепощенных в своих движениях, что контрастирует с суровыми образами нижних зон. В церкви Богородицы Левишки в Призрене (ок. 1310-1313 гг.), одном из самых ранних храмов времени короля Милутина, "Вознесение Христово" переведено на свод и боковые стены алтаря, а в куполе находится погрудное изображение Пантократора в особого рода мандорле. Полуфигура Христа помещена в медальон, который, в свою очередь, вписан в два ромба, вытянутых по углам. Образованную таким образом восьмиконечную звезду поддерживают восемь Ангелов в круговом ходу. Сцена Небесной Литургии в церкви Богородицы Левишки еще отсутствует, так что все внимание отдано здесь образу Христа-Вседержителя, понимаемому как Ипостасная Премудрость, Которая "на своей трапезе предлагает свою Жертву - свой хлеб и свое вино, источник вечной и царственной жизни "2. Показательно в этом отношении, что каждого, входящего в храм, встречало изображение персонификации Истины Нового Завета, держащей на древке медальон с восемью световыми лучами, в котором был изображен Христос Эммануил. Подобным образом проводилась мысль о вхождении людей из мрака и суеты мира к свету и царству вечной истины, пребывающей в храме, и в этом смысле образ Пантократора в куполе, держащего Евангелие, воспринимался как лик Того, Кто просветляет, Кто ведет следующих за Ним по пути света, и был связан, таким образом, с чином Литургии оглашенных3. Необычной формы мандорла Господа, напоминающая Вифлеемскую звезду - радостную весть о нисхождении к людям Божественной Премудрости, представляла собой престол Вседержителя и вызывала мысль о тех силах, посредством которых Он, как Царь мира, все содержит в своей власти. В церкви Богородицы Левишки изображен только один чин Сил Небесных - Ангелы, что соответствовало представлениям христианской космологии того времени, утверждавшей, что "ангелы суть двигатели звезд"4. Тема эманации Премудрости присутствовала и в ниже расположенных росписях - все тех же изображениях Ангелов, слетающих с небес к пророкам и приносящих им исписанные свитки с текстами, предсказывающими пришествие Христово, а также в образах крылатых персонификаций Божественной Премудрости, подлетающих к Евангелистам и вдохновляющих писцов вручаемыми свитками. ............ |