Чураков Д. О.
Новые веяния во взаимоотношениях интеллигенции и власти в годы «оттепели»
Культура и духовная жизнь в 1953—1964 гг. были подчинены тем же влияниям, что и общее развитие страны. Смерть И.В. Сталина, борьба за власть в советском руководстве, определнная либерализация, рост свободомыслия в обществе, политика сближения со странами Запада при одновременном разрыве с наиболее радикальными коммунистическими режимами, — вс это не могло не повлиять отечественную культуру. В свою очередь именно советская интеллигенция, определнная е часть наиболее живо откликнулась на реформаторские идеи, выдвинутые Н. Хрущвым, оказалась наиболее чувствительна к духу эпохи. Деятели культуры, учные, студенческая молодежь активно влияли на другие социальные группы, заражали их своим радикализмом и оптимизмом, определяли общий настрой общественного мнения в стране. Вовсе не случайно вся хрущвская эпоха получила название по написанной в 1954 г. повести И. Эренбурга “Оттепель” — в ней наиболее точно нашли отражение надежды на перемены и обновление, порожднные XX съездом. С другой стороны предложенное Эренбургом понятие “оттепели” как нельзя лучше передавало двойственность, неокончательный характер происходящих перемен, возможность возвращение к старому.
Важной приметой времени становится политика, на повышение роли общественных творческих организаций в развитии культуры. В отличие от прежних лет, начинают регулярно проводиться съезды художественной интеллигенции. В 1957 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд художников, на котором было завершено формирование Союза художников СССР. Одними из первых сво Всесоюзное совещание в 1954 г. провели представители строителей и архитекторов. В октябре 1959 г. на Всесоюзном совещании по философским проблемам прошло обсуждение состояние общественных наук, а также прозвучала критика в адрес прежних авторитарных оценок кибернетики, биологии и других направлений современного знания. В 1962 г. состоялось Всесоюзное совещание историков, на котором шл принципиальный разговор о состоянии и перспективах развития исторической науки в СССР. Заметно активизировались писательские организации: в 1954 г. состоялся Второй, а в 1959 г. Третий всесоюзный писательский съезд.
Новые веянья в культурной и духовной жизни проявились в реабилитации деятелей искусства и науки, подвергшихся репрессиям в прежние годы, свет увидели многие произведения, незаслуженно забытые или вовсе неизвестные публике. Был признан вклад в копилку отечественной культуры Б. Пильняка, О. Мандельштама и многих других. Вновь широко начала печататься лирика С. Есенина и А. Ахматовой, сатира М. Зощенко. На экраны стали выходить фильмы, которым прежде, по разным причинам был закрыт доступ к зрителю, среди которых были и такие известные киноленты, как вторая серия “Большой жизни” Л. Лукьянова. Отменялись прежде принимавшиеся решения по различным произведениям театрального искусства, в частности были сняты идеологические обвинения с оперы В. Мурадели “Великая дружба”. Вновь начали выходить закрывавшиеся прежде литературно-художественные журналы “Нева”, “Юность”, “Иностранная литература”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “Москва” и др. Серьзно меняется характер публикаций существовавших литературно-художественных журналов, таких как “Новый мир”, и научных, таких как “Вопросы истории”. ............